Глава 12. КРИШНАИЗМ

Свою организацию сторонники этой конфессии чаще называют Международным обществом Сознания Кришны (МОСК), свою религию - Движением Сознания Кришны (ДСК), а себя - вайшнавами. Но термины “кришнаизм” и “кришнаиты” они тоже считают правильными. Слово “вайшнав” в их собственном толковании имеет следующие значения: “преданный слуга Всевышнего Господа” и “принадлежащий Вишну” (Вишну, по учению кришнаитов -аватара Кришны и вместе с тем другое имя Кришны).

В ходе изложения главы мы будем ссылаться на текст книги, которую вайшнавы считают одной из наиболее авторитетных. Она называется “Бхагавадгита как она есть” (БКОЕ). В книгу включён священный текст, называемый “Бхагавадгитой”, и комментарии к этому тексту. Автором “Бхагавадгиты” считается сам Бог, а автором комментариев Свами Прабхупада. На русском языке книга издана в 1986 г. издательством “Бхактиведанта Бук Траст”. В частности первое толкование термину “вайшнавы” дано в этой книге на странице 821 (БКОЕ, с.821) Второе толкование дано в очерке современного кришнаитского богослова С.В.Ватмана, отрывки из которого мы процитируем ниже.

Исторические сведения. Первая община вайшнавов возникла в Нью-Йорке в 1966 г. Возникновение первой общины является вместе с тем и временем возникновения религии, которую представляла данная община.

Иногда пишут, что кришнаизм имеет тысячелетнюю историю, имея в виду, что в вероучении кришнаитов упоминаются боги, о которых речь шла ещё в “Ведах”. А история “Вед” восходит аж к XI в.до н.э. Однако на “Веды” опирались разные религии: прежде всего, ведическая религия, затем брахманизм, затем - индуизм. Ни одну из этих религий нельзя отождествлять с кришнаизмом. Истина, на наш взгляд, состоит в том, что индуизм явился основным идейным источником кришнаизма. Однако индуизм и кришнаизм - это принципиально разные религии: индуизм ориентируется только на индусов и признает существование многих богов, кришнаизм зовёт в свои ряды людей всех национальностей и признаёт существование только одного Бога.

В некоторых книгах и в особенности в работах, написанных кришнаитскими авторами, утверждается точка зрения, согласно которой историю кришнаизма надо отсчитывать от времени проповеди идеи существования единственного Бога по имени Кришна религиозным мыслителем Чайтанья, жившем в XV - XVI веках. Несомненно, что философия Чайтаньи тоже стала идейным истоком кришнаизма. Однако в литературе нет данных, что его проповедь уже в XVI веке привела к появлению такого массового движения, которое можно было бы назвать религией.

Основателем новой религии, по нашему убеждению, был индус, которого звали Абхай Чаран Де. Впоследствии его последователи дали ему второе имя: Свами Прабхупада (в переводе с санскрита - “Тот, кто является опорой Господа”). Свами Прабхупада родился в 1896 г., умер в 1977-м. Когда он основал в Нью-Йорке первую кришнаитскую общину, ему было 70 лет. Вайшнавы всего мира почитают Свами Прабхупаду как великого учителя. Во всех кришнаитских храмах есть изображение Свами Прабхупады: или скульптурное, или рисованное, или оба вместе.

Ватман С.В. Современный вайшнашнаизм: история, учение, практика. - В журнале: Жизнь и безопасность. 1999, № 3-4.

(Семён Викторович Ватман, 1959 г. рождения, - один из активных деятелей кришнаизма в Санкт-Петербурге. По профессии - архитектор, но с 1990 г постоянно занимается деятельностью, связанной с движением сознания Кришны. Исполнял обязанности Председателя совета религиозного общества сознания Кришны Санкт-Петербурга. - авт.)

“Термин “вайшнавизм” образован от слова “вайшнавы” (санскр. “принадлежащие Вишну”)… В данном очерке речь пойдёт о бенгальском вайшнавизме, т. е. о том направлении вайшнавизма, последователи которого признают Кришну верховной ипостасью Бога, а Вишну отводят второстепенную роль и считают одним из воплощений Кришны. Поэтому бенгальских вайшнавов называют также кришнаитами....

Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтаанья (1486-1533)…” (С.553)

Организация. Вопрос о численности вайшнавов в России и в мире остаётся открытым. Сведения: и те, которые имеются в литературе, и те, которые мы получили в устном общении, - очень противоречивы. Так, в одном источнике за 1995 год было указано, что вайшнавов в России около 700 тысяч человек1, в другом за 1996 год, что их во всех странах СНГ, вместе взятых, около 400 тысяч человек2. По оценке одного ответственного представителя Российского Общества Сознания Кришны, их в России более 40 тысяч человек3, по оценке другого, более 6 тысяч человек. Он же (второй ответственный представитель РОСК) считал, что в мире всего несколько десятков тысяч вайшнавов, во всяком случае не более 50 тысяч4.

Общины вайшнавов имеются более чем в 200 странах мира. Все общины вайшнавов, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая, как мы уже сказали выше, называется “Международным Обществом Сознания Кришны”(МОСК). Смысл названия в том, что все члены этого международного общества должны стремиться постоянно находиться в сознании Кришны, то есть заниматься той деятельностью, которую требует от них Кришна.

Во главе МОСК стоит Руководящий Совет (РС), состоящий из 45 человек, представителей разных стран. Все 45 человек собираются вместе один раз в год в марте месяце. А в остальное время члены РС общаются между собой по электронной почте. В резиденции РС находятся только члены Исполнительного Комитета РС. А резиденция находится в Индии, в Западной Бенгалии, в местечке Маяпуре (оно расположено на одном из островов реки Ганг).

Российским обществом Сознания Кришны (РОСК) руководит Национальный Совет, состоящий из 12 человек. Его штаб-квартира находится в Москве.

Архив ...Фонд “Нетрадиционные религии - МОСК в России”. Дело 5.

Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 28 апреля 1999 г. у Председателя Совета Санкт-Петербургской общины вайшнавов (кришнаитов) Ватмана Семёна Викторовича. Интервью взято в связи с прочтением С.В.Ватманом первого варианта главы “Кришнаизм”.

“ НИКИТИН:

- Сколько в мире вайшнавов?

ВАТМАН:

- Точных цифр у меня нет, но я полагаю, что несколько десятков тысяч.

НИКИТИН:

- Но не больше ста тысяч?

ВАТМАН:

- Не больше. Я думаю, тысяч пятьдесят. Когда указывают большие цифры, то обычно имеют в виду количество людей, которые приходят на кришнаитские концерты и праздники. Но большинство из тех, которые приходят, не являются членами нашего движения.

НИКИТИН:

- А в России?

ВАТМАН:

- В России вайшнавов несколько тысяч.

НИКИТИН:

- Но не больше 10 тысяч?

ВАТМАН:

- Не больше. Я думаю, что наиболее близкой к истине будет следующая цифра: более 6 тысяч.

НИКИТИН:

- А в нашем городе?

ВАТМАН:

- Активных - примерно 300 человек. А вместе с теми, которые приходят нерегулярно, около тысячи.” (Лист 2.)

Вероучение кришнаизма. Структура. Ознакомимся далее с вероучением кришнаизма. В вероучении этой религии можно выделить шесть основных положений. Это религиозные учения: 1/ о сверхъестественных существах, 2/ о душе, 3/ о загробной жизни, 4/ о священных книгах, 5/ о молитвах, 6/ о пищевых запретах.

Учение о сверхъестественных существах. (1. Бог). По вероучению кришнаизма, в мире существуют четыре группы сверхъестественных существ: Бог, олицетворённые шакти, полубоги и демоны.

Кришнаизм - это монотеизм. Признается существование в мире только одного Бога. У Него много имён. Главное имя - Кришна. Сами кришнаиты переводят слово “Кришна” как “Всепривлекающий”. Но в научной литературе существует и другой перевод: “Чёрный”, “Тёмный”, “Тёмно-синий”. Кришна вечен и несотворим. Он обладает тремя видами шакти (энергии): внутренней, внешней и пограничной. Кришна - причина всех причин. Он, пребывая в аватаре Вишну, сотворил полубога Брахму. Брахма по повелению Кришны-Вишну сотворил остальных полубогов и вообще весь остальной мир. По вероучению кришнаизма, Брахма - это вторичный творец, это сотворённый творец. Через определённое время по повелению Кришны мир разрушает полубог Шива. Материальный мир исчезает. Кришна-Вишну погружается в мистический сон. А все полубоги и вообще все живые существа во время этого сна таинственным образом покоятся в теле Кришны-Вишну. По окончании мистического сна мир творится снова: сначала Кришна-Вишну творит Брахму, затем Брахма творит всё остальное. Живые существа получают свои материальные тела.

Ватман С.В. Современный вайшнашнаизм: история, учение, практика. - В журнале: Жизнь и безопасность. 1999, № 3-4.

“Существование мира носит циклический характер , творение и уничтожение происходят через огромные, но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами (т.е. между периодами существования мира, - авт.) существует только прадхана (мистическое состояние материи в виде непроявленной энергии внутри Кришны-Вишну, - авт.), а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.” (С.565)

Кришна изображается в виде прекрасного юноши с тёмной кожей. Кришна находится в своем жилище в сверхъестественном мире на планете Кришна-лока. В то же время, благодаря своим энергиям, он одновременно находится в каждой точке мира.

Кришна имеет много аватар. Напоминаем, что аватара - это существование Бога в другом облике. Вместе с новым обликом у Бога появляется новое имя. Главная его аватара - существование в облике Вишну. Среди земных аватар: Вамана (Карлик), Рама (Тёмный), Будда (Просветлённый0, человеколев Нарасимха, Иисус Христос, Шри Чайтанья и другие.

Кришна приходил на землю под своим основным именем. Он родился от женщины по имени Деваки в 30 в. до.н.э. В этой земной жизни Кришна родился царевичем, был пастухом, затем был возничим у воина Арджуны.

Свами Прабхупада. Бхагавадгита как она есть. М., 1986.

“...Кришна появился на земле в образе сына Деваки. ...Одновременно с этим он оставался вечной, изначальной Верховной божественной личностью.” (С.216.)

“У Господа... много имён: Кришна, Иегова, Рама, Аллах, Буддха и др.” (С.816.)

“Имя Кришна означает “всепривлекающий”, имя Рама - “всерадующий...” (С.817.)

“Брахма - первое сотворённое существо; властью, полученной от господа Вишну, он создаёт все формы жизни во Вселенной...” (С.820.)

Мифы народов мира. Том 2. М., 1994.

“КРИШНА (др.-инд. krsna, букв. “чёрный”, “тёмный”, “тёмно-синий”)...” (С.15.)

“РАМА (др.-инд. Rama, “темный”)...” (С.366.)

Учение о сверхъестественных существах. (2. Олицетворённые шакти). Внутренняя энергия Кришны (антаранга-шакти) может олицетворяться в божественной сущности женского рода. Главным олицетворением является Радха, вечная супруга Кришны. Скульптурные изображения Радхи имеются во всех кришнаитских храмах. Олицетворений шакти много. Все жёны Кришны в его аватарах (Рукмини, Сита и др.) являются олицетворением шакти. По отношению к Радхе эти вторичные шакти нельзя называть аватарами, ибо понятие “аватара” относится только к Кришне. Жёны Кришны в его аватарах - это не аватары Радхи, а её проявления, манифестации.

Ватман С.В. Современный вайшнашнаизм: история, учение, практика. - В журнале: Жизнь и безопасность. 1999, № 3-4.

“Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всём их многообразии есть не что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими своё основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношение солнца и его лучей, которые исходят от солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила…

Олицетворением шакти считается Радха, вечная супруга Кришны” (С.563-564)

Архив… Фонд “Нетрадиционные религии - МОСК в России”. Дело 7. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 12 июня 2000 г. у ответственного представителя Санкт-Петербургской общины вайшнавов Ватмана Семёна Викторовича

“НИКИТИН:

- В связи с прочтением Вашей статьи в журнале “Жизнь и безопасность”, у меня возник вопрос: чем отличаются друг от друга понятия “ипостась”, “аватара” и “шакти”? Можно ли толковать понятие “ипостась” как форма существования?

ВАТМАН:

- Да, так толковать понятие “ипостась” можно. Верховная ипостась - это Кришна. Другие его ипостаси существуют в двух видах: как аватары, и как шакти. Аватары - это тот же Кришна, но как бы в другой одежде. Шакти - это другие личности, имеющие свою основу в Кришне, как бы излучаемые Кришной. Аватар у Кришны было множество: Рама, Будда, Вамана, Нарасимха (Человеколев) и другие. Главная, основная шакти - это Радха, вечная супруга Кришны. Вообще шакти тоже много. В их числе Сита, Рукмини. Есть и другие..

НИКИТИН:

- Все шакти женского рода?

ВАТМАН:

- Да.

НИКИТИН:

- Можно ли Вишну назвать божественной аватарой Кришны?

ВАТМАН:

- Да, можно. (Лист 1)

Архив…. Фонд “Нетрадиционные религии - МОСК в России”. Дело 8. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 20 июня 2000 г. у ответственного представителя Санкт-Петербургской общины вайшнавов Ватмана Семёна Викторовича

Лист 1

НИКИТИН:

- Семён Викторович, объясните мне, пожалуйста соотношение между Радхой и Ситой. И та, и другая - олицетворение шакти. Но если Радха - это изначальная шакти, вечная супруга Кришны, то нельзя ли Ситу считать аватарой Радхи?

ВАТМАН:

- Нет. Термин “аватара” здесь неприменим. Он относится только к Кришне. По отношению к Радхе следует говорить об её “манифестациях” или “проявлениях”.

НИКИТИН:

- Всех ли женщин, которые были жёнами Кришны в его аватарах, можно считать проявлениями Радхи?

ВАТМАН:

- Да, всех.

НИКИТИН:

- А есть ли изображения проявлений Радхи? Есть ли рисунки? Скульптурные изображения?

ВАТМАН:

- Да, есть.” (Лист 1)

Учение о сверхъестественных существах. (3. Полубоги). Третья группа сверхъестественных существ - полубоги. Это уникальный вид сверхъестественных существ, такой, какого нет больше ни в одной религии мира. По взглядам вайшнавов, многие из полубогов в индуистской религиозной литературе ошибочно называются богами. Полубоги - это живые существа, которые одновременно являются и слугами Кришны, и его частями тела. Всего их 33 миллиона. Наиболее известными являются Брахма (творец Вселенной и владыка рая на Брахма- локе), Шива (разрушитель Вселенной), Варуна (полубог воды), Кама (полубог любви), Индра (полубог грома и молнии и владыка рая на Индра-локе), Яма (полубог смерти) и др.

Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. М., 1986.

Полубоги по существу представляют различные части вселенского тела Всевышнего Господа, поэтому они не имеют независимости.” (С.381.)

Архив ... Фонд “Международное Общество Сознания Кришны”. Дело N 2.

Выступление членов общества Сознания Кришны Исаева Дмитрия Рудольфовича (Д.Р) и Исаевой Юлии Юрьевны (Ю.Ю.) на встрече с преподавателями и студентами Пермского педагогического университета 21 октября 1996 года. Записал В.Н.Никитин.

“Д.Р.: Всего полубогов 33 миллиона. Среди них: Варуна - полубог воды, Агни - полубог огня, Индра - полубог Индра-локи (лока - это планета, - авт.), Брахма - творец Вселенной и владыка Брахма-локи, Яма - полубог смерти и др.” (Лист 1.)

Учение о сверхъестественных существах.(4. Демоны). Демоны - это сверхъестественные существа, которые являются противниками Кришны и полубогов и творят зло. Вероучение кришнаизма, как и вероучение индуизма, различает среди демонов следующие группы: асуры, ракшасы и пишачи Демоны могут принимать самый различный вид: и облик прекрасных воинов, и облик чудовищ. Тела демонов смертны, но души их бессмертны. После смерти тел души демонов переходят в новые тела.

Слово “демон” имеет и второе значение: им называют также людей, которые ведут себя безнравственно.

Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. М., 1986.

“Демон - (1) человек, не следующий предписаниям шастр, единственной целью в жизни которого являются всё большие материальные наслаждения. Чем больше он привязывается к материи, тем больше проявляется в нём демоническая природа, и тем больше он отвергает существование Господа.

(2) человек, прямо противопоставляющий себя принципам религии и Богу.

(3) чудовище, подобное тем, какие существовали на Земле, когда на ней появился Кришна.” (С.822-823.)

Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. Напечатано в Индии.1986.

“Однажды, когда Кришна и Баларма играли на берегу Йамуны, демон по имени Ватсасура обернулся телёнком и появился там, чтобы убить братьев. Так, в облике телёнка, демон смешался с другими телятами. Кришна, однако, сразу же заметил это и сказал Баларме о вторжении демона. Оба брата стали красться за ним, затем Кришна схватил его за задние ноги и хвост, с силой раскрутил и забросил на дерево. Демон испустил дух и упал мёртвым с дерева на землю.” (С.87.)

“Однажды, когда мальчики, напившись, сидели на берегу реки, они увидели огромное существо, похожее на утку, с могучим клювом и размером с гору...Имя этого зверя было Бакасура... Он тут же налетел на Кришну,... и проглотил его. Однако... он почувствовал у себя в глотке жжение, как от огня, вызываемое сиянием тела Кришны. Он тут же выплюнул Кришну обратно... Кришна... схватил гигантскую утку за клюв и... разорвал её надвое.

Гопи и пастухи (гопи - это пастушки, - авт.) стали обсуждать между собой, как это маленький Кришна столько раз подвергался различным нападениям столь многих демонов, и всё же демоны погибали, а Кришна оставался невредим.” (С.88-89.)

Архив ...Фонд “Нетрадиционные религии - МОСК в России”. Дело 5.

Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 28 апреля 1999 г. у Председателя Совета Санкт-Петербургской общины вайшнавов (кришнаитов) Ватмана Семёна Викторовича. Интервью взято в связи с прочтением С.В.Ватманом первого варианта главы “Кришнаизм”.

“ВАТМАН:

- Демоны - это двоюродные братья полубогов. Вы правильно написали, что демоны - это существа, творящие зло. Но неверно, что тела их существуют только в виде чудовищ. Демоны могут принимать самый различный облик: и облик прекрасных воинов, и облик чудовищ.” (Лист 3.)

Учение о душе. В учение о душе можно выделить шесть основных идей. Первая: душа (джива) - сверхъестественная часть человека. Вторая: душа не зависит от тела. Третья: душа - целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как учит буддизм). Четвертая: души существовали всегда. Пятая: души бессмертны. Шестая идея сообщает о размерах души: “Душа по своим размерам равна одной десятитысячной кончика волоса”. (БКОЕ, стр.105.)

Учение о загробной жизни. В загробной жизни два этапа. Первый этап
знаком нам по индуизму и буддизму. Это сансара: переселение души из тела в тело. Составной частью этого этапа является для грешников жизнь в аду (на адских планетах), для праведников жизнь - в раю (на райских планетах.) После окончания срока пребывания грешников в аду, а праведников в раю, их души возвращаются в земную часть сансары. Отметим один интересный момент: в одном из отделений рая, на Индра
оке (планете полубога Индры) главными наслаждениями являются сексуальные. Мужчины получают женщин, а женщины мужчин, каких они пожелают. Сила сексуального наслаждения на Индра-локе в 10 тысяч раз сильнее, чем на земле. Праведники пребывают на этом “сексуальном курорте” несколько миллионов лет. В то же время в аду есть отделение, где специфическим образом мучают тех, кто на земле занимался незаконным сексом. Их силой притягивают к раскалённому телу сверхъестественного сексуального партнера. Тело грешника сгорает. Он немедленно получают новое тело. Оно снова сгорает. И так далее. И всё это продолжается несколько миллионов лет. Алкоголиков же, в другом адском отделении, наказывают тем, что несколько миллионов лет им вливают в глотку раскалённый свинец.

Второй этап - только для самых лучших из праведников. Это выход из сансары и жизнь на Кришна-локе. Это тоже рай, но рай высшего класса, рай, пребывание в котором является вечным. Здесь много наслаждений, но три являются главными: наслаждение для глаза (вечно разглядывать Кришну), наслаждение для уха (вечно слышать его игру на флейте) и наслаждение для желудка (вечно есть райские фрукты и пить райское молоко).

Архив ... Фонд “Международное Общество Сознания Кришны”. Дело N 2.

Выступление членов общества Сознания Кришны Исаева Дмитрия Рудольфовича (Д.Р.) и Исаевой Юлии Юрьевны (Ю.Ю.) на встрече с преподавателями и студентами Пермского педагогического университета 21 октября 1996 года. Записал В.Н.Никитин.

“Д.Р.:

Праведники возносятся на райские планеты слугами полубогов. Они блаженствуют там миллионы лет. Грешники на миллионы лет направляются в ад. Но затем и праведники, и грешники возвращаются в земную оболочку. Это называется сансарой.

На Индре-локе праведники предаются сексуальным наслаждениям. Причём они получают тело мужчины или женщины по своему желанию.

Искренне верующие христиане и мусульмане попадут в рай.

Если кто-либо из мужчин в земной жизни занимался незаконным сексом, то в аду его будут притягивать верёвками к раскалённой докрасна женщине. Когда тело распутника сгорит, он получит новое тело, чтобы мучаться дальше. Алкоголикам в аду вливают в рот раскалённый свинец.

Ю.Ю.:

Брахма-лока, Индра-лока и ряд других планет - это ещё материальный мир. Духовный мир выше. Это планета Кришна-лока (Другое её название - Га-лока). Это конечная обитель души. Из неё уже не возвращаются в земную жизнь.” (Листы 1 и 2.)

Архив...Фонд “Нетрадиционные религии - МОСК в России”. Дело 3.

Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 1 апреля 1997 г. у ответственного представителя Санкт-Петербургской общины вайшнавов (кришнаитов) Ватмана Семёна Викторовича.

“НИКИТИН:

- Правда ли, что на Индра-локе занимаются сексом?

ВАТМАН:

- Правда.

НИКИТИН:

- Значит ли это, что для секса на этой планете создаются специальные мужчины и женщины?

ВАТМАН:

- Нет, не значит. На Индру-локу попадают земные мужчины и женщины, но они получают новые тела.

НИКИТИН:

- А в каком теле находятся люди на Кришна-локе?

ВАТМАН:

- Там тело не нужно. Там джива существует самостоятельно и как бы сама образует тело.” (Лист 1.)

Учение о священных книгах. Кришнаиты считают священной всю так называемую ведическую литературу, т.е. все священные книги индуистов. Но среди всех священных текстов особо выделяются два: Бхагавата-пурана (“Древнее сказание о Боге”) и Бхагавадгита (“Песня Бога”.) Бхагавата-пурана - это 18 томов священных текстов, а Бхагавадгита - один том.

Ватман С.В. Современный вайшнашнаизм: история, учение, практика. - В журнале: Жизнь и безопасность. 1999, № 3-4.

“Значение “Бхагавата-пураны” для всей вайшнавской религиозной культуры трудно переоценить. Её называют “сливками” ведической литературы… Следующий по важности из древних санскритских текстов - знаменитая “Бхагавадгита”… Главным священным текстом для бенгальских вайшнавов, как уже говорилось. является “Бхагавата-пурана”. (С. 559, 561-562)

Учение о молитвах. Каждый вайшнав обязан 1728 раз в сутки произносить главную молитву, которая называется “махамантра” (“маха”- “великая”, “мантра” - “молитва”). Она звучит следующим образом:

Харе! Кришна! Харе! Кришна!

Кришна! Кришна! Харе! Харе!

Харе! Рама! Харе! Рама!

Рама! Рама! Харе! Харе!

Содержание этой молитвы в БКОЕ объясняется следующим образом: “У Господа много имён: Кришна, Иегова, Рама, Аллах, Будда и др.” (с.816). “Имя Кришна означает “всепривлекающий”, имя Рама - “всерадующий”, а харе есть обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом махамантра означает “О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу позволь мне преданно служить Тебе” (с.817).

У верующих есть чётки, на которых 108 зёрен (бусин). Произнеся один раз махамантру, они передвигают (перебирают) одно зерно чёток. Перебрав все 108 зерен, они совершают один круг. Эти зёрна они перебирают 16 раз (или говорят: совершают 16 кругов) и получается число 1728.

Махамантра - это основная молитва вайшнавов, но есть у них и другие, которые произносятся в определённых ситуациях. В частности, надо молиться при приготовлении пищи, в случае появления каких-либо желаний. В БКОЕ записана такая рекомендация: “Если... у кого-либо есть материальное желание, то для его осуществления лучше всего молиться Всевышнему Господу...” (с.464).

Учение о пищевых запретах. Согласно вероучению, все вайшнавы должны
быть вегетарианцами. Им
запрещено есть мясо, рыбу и яйца, пить возбуждающие напитки, в число которых включены не только водка, вино и пиво, но и кофе и чай. Нельзя употреблять в пищу также шоколад, чеснок, лук. Нельзя есть и ту пищу, которая приготовлена без молитвы, обращённой к Кришне. Это правило создаёт для верующих в Кришну определённые трудности в жизни, ибо они не могут есть пищу в столовых и в гостях, а также и готовые к употреблению продукты, купленные в магазинах. В магазине можно купить муку и испечь с молитвой хлеб. Но купленный в магазине хлеб есть нельзя, ибо он испечён без молитвы.

Моральный кодекс кришнаизма. Большинство положений морального кодекса кришнаизма сходны с положениями, которые есть во многих религиях. Это призыв к благотворительности, это запреты убивать, воровать, лгать, развратничать, курить, употреблять наркотики... Но есть два специфических момента, присущих только кришнаизму. Первый: по моральному кодексу кришнаизма муж и жена могут вступать в интимные отношения только для зачатия детей, т.е. в большинстве случаев 3-4 раза за всю жизнь. Нарушение этого правила считается развратом. Второй: участием в азартных играх (которые запрещены) считается не только игра на деньги или заключение пари, но и посещение светских кинофильмов, спектаклей, концертов, а также спортивных соревнований. Следует отметить, как заслугу вайшнавов России, их большую практическую благотворительную деятельность.

Вильям Дэдвейлер. Очищение сердец: история реформ в ИСККОН. В журнале: Вайшнавизм: открытый форум. 1997 N 1.

(Аббревиатура ИСККОН на английском означает то же, что на русском МОСК: Международное Общество Сознания Кришны,-авт.)

“Предписание не играть в азартные игры подразумевает не только отказ от участия в играх на деньги или заключения пари, но также от пустых развлечений вроде посещения кинотеатров, спортивных залов и т.д. И наконец, ...предписание, касающееся незаконного секса, запрещает сексуальные отношения не только вне брака, но даже в браке, если их целью не является зачатие детей. В этом случае сексуальные отношения допускаются лишь раз в месяц в благоприятный для зачатия период.” (С.35.)

C.И.Иваненко. Кришнаиты в России. Правда и вымысел. М. 1998.

“Общество сознания Кришны известно во всём мире своими благотворительными акциями. Россия не стала исключением. Среди благотворительных программ ОСК особенно выделяется “Пища жизни”. Сегодня только в России ежегодно в среднем раздаётся 1 млн. бесплатных вегетарианских обедов. Всего же за 5 лет существования программы в 50 городах России было роздано более 3 млн. порций. “Кришнаиты - лидеры благотворительности”, - сделал вывод ответственный работник Федеральной миграционной службы России Е.Чернецов.

Значение раздачи горячих обедов особенно возрастает в “горячих точках”, где они буквально спасают людям жизнь. В частности, в Сухуми - городе без света и продовольствия, под артиллерийским обстрелом была налажена раздача горячего питания для более чем 1.800 жителей.

Очередным “экзаменом на милосердие” стала война в Чечне. Программа помощи беженцам была развёрнута в ряде районов Ингушетии, в Хасавюрте (Дагестан); велась раздача пищи и непосредственно в самом Грозном, где добровольцы ОСК сумели обустроить столовую в горбольнице N 4 и кормить от 1.500 до 3.000 пострадавших в день.” (C.48-49.)

ВОПРОСЫ К ЧЕТВЁРТОМУ РАЗДЕЛУ.

1. Когда и где возникли бахаизм и кришнаизм?

2. Как называют себя последователи бахаизма и кришнаизма?

3. Сколько последователей бахаизма имелось в мире и в России на начало 1999 года?

4. Какие органы руководят Сообществом бахаи России и Международным Сообществом бахаи?

5. Расшифруйте аббревиатуру МОСК. Какой орган руководит МОСК?

6. Расшифруйте аббревиатуру РОСК. Какой орган руководит РОСК?

7. Как звали основателей бахаизма и кришнаизма?

8. Назовите основные идейные источники бахаизма и кришнаизма.

9. Сравните учения о Боге в бахаизме и кришнаизме.

10. Каково содержание бахаистского учения о посланниках?

11. Сравните учения о душе в бахаизме и кришнаизме.

12. Сравните учения о загробной жизни в бахаизме и кришнаизме.

13. Сравните учения о священных книгах в бахаизме и кришнаизме.

14. Каково содержание социальной программы бахаизма?

15. Какие особенности имеет моральный кодекс бахаизма?

16. Каково содержание кришнаитских учений об олицетворённых шакти и полубогах?

17. Каково содержание кришнаитского учения о демонах?

18. Каково содержание кришнаитского учения о молитвах?

19. Каково содержание кришнаитского учения о пищевых запретах?

20. Какие особенности имеет моральный кодекс кришнаизма?



Hosted by uCoz