Глава 15. Лютеранство.

Протестантизм как разновидность христианства. Возникновение лютеранства было одновременно и возникновением протестантизма. Что же такое протестантизм? Протестантизм есть совокупность религий, включающая в себя лютеранство и религии, возникшие под влиянием лютеранства. Религии, вошедшие в состав этой совокупности, называются протестантскими религиями (конфессиями). Их общий признак, отличающий их от непротестантских религий, - наличие внутри вероучения религиозных учений, впервые сформулированных лютеранами. Сколько в мире протестантских конфессий? В справочной литературе названы 28 протестантских религий, существующих в настоящее время1. Сколько в мире протестантов? Исследователи называют следующие цифры: от 400 до 600миллионов.

Протестантские религии делятся на ранние и поздние. К ранним относятся три религии, возникшие в XVI веке: лютеранство (возникло в Германии в первой половине XVI века), кальвинизм (возник в Швейцарии в 30-40 годах XVI века) и англиканство (возникло в Англии в 30-70-х годах XVI века). Все остальные протестантские религии относятся к поздним. Когда говорят о возникновении протестантизма, то имеют в виду возникновение ранних протестантских конфессий. Поэтому на вопрос, где и когда возник протестантизм, следует отвечать: протестантизм возник в Западной Европе в XVI веке.

Возникновение ранних протестантских конфессий было результатом первой буржуазной революции в Европе, которая проходила в XVI веке и получила название “Реформация” (от латинского “реформацио” - “преобразование”). Своеобразие этой революции состояло в том, что она проходила под религиозными лозунгами: против всевластия католической церкви, за легализацию новых религий.

Главной причиной возникновения протестантизма, по мнению историков, было развитие буржуазных отношений в Европе. Господствовавший в Западной Европе католицизм в XVI веке стоял на защите феодального строя. Новый класс - буржуазия - нуждался в религиях, которые, как минимум, ему не мешали и, как максимум, его поддерживали. Поэтому буржуазия всячески поддерживала тех религиозных деятелей, которые выступали против католицизма. Другой важной причиной возникновения протестантизма были противоречия между феодалами духовными и частью феодалов светских. Католическая церковь как организация, её монастыри, многие высшие священнослужители к началу XVI века имели огромные земельные и иные богатства, которыми светские феодалы были не прочь поживиться. Поэтому в конфликте между буржуазией и католической церковью часть светских феодалов выступила на стороне буржуазии, преследуя при этом свои корыстные интересы.

Одним из дополнительных причинных факторов, приведших к возникновению протестантских конфессий, была деятельность отдельных исторических личностей. Особо выдающаяся роль в этом отношении принадлежит основателю лютеранства, бывшему католическому священнику Мартину Лютеру.

Возникновение лютеранства. В истории лютеранской конфессии особенно поучительным является процесс её возникновения. Этот процесс имеет начальную и конечную “точки” отсчёта. Начальной “точкой” является 31 октября 1517 года, конечной - 25 сентября 1555 года. Что же произошло в эти дни? 31 октября 1517 года настоятель одной из католических церквей в городе Виттенберге Мартин Лютер прикрепил к дверям своей церкви документ, который впоследствии получил название “95 тезисов”. В этом документе Лютер выступил с критикой католической церкви и проектом церковных реформ. Это было началом Реформации. И это было началом процесса возникновения лютеранства.

Сторонников Мартина Лютера его противники стали называть “лютеранами”. Сам Лютер и его последователи называли себя “христианами” и “евангелистами”. Лютер при жизни был категорически против того, чтобы новая религия называлась его именем. “Как могу я, старый, смердящий труп, дойти до того, - писал он друзьям в 1522 году, - что дети Христовы называют себя моим отвратительным именем? Нет, дорогие друзья, так не пойдёт; давайте отбросим эти сектантские названия и будем называть себя христианами в честь Того, чьё учение мы имеем”1 . Только через сто лет после начала Реформации, в середине XVII века, название “лютеране” было официально принято самими лютеранами.

А чем знаменито 25 сентября 1555 года ? В этот день в городе Аугсбурге был заключён мир между двумя воюющими сторонами: между князьями, которые защищали католицизм, и между князьями, которые защищали лютеранство. По мирному договору лютеранство было объявлено разрешённой, легальной, законной религией.

Между этими двумя датами есть ещё один знаменитый день: 18 апреля 1521 года. В этот день Мартин Лютер выступил на рейхстаге (сейме) в городе Вормсе. Рейхстагами называли особые съезды, на которых заседали император, князья, представители городов и высшие священнослужители. На рейхстаге Лютеру предложили отречься от своих взглядов. Он отказался, гордо заявив: “На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь!”. Во время заседаний рейхстага император не мог арестовать Лютера, ибо сам на это время выдал ему охранную грамоту. Но сразу же после окончания заседаний он издал указ об аресте Лютера. Но Лютер сумел скрыться.

Христианство. Энциклопедический словарь. Том 2. М., 1995.

“Центральным пунктом занятий Вормского сейма был вопрос о “ереси” Лютера. 17 апреля 1521 года Лютер предстал перед собранием государственных чинов в присутствии самого императора. Первый вопрос, предложенный ему, касался принадлежности приписываемых ему как автору сочинений. После утвердительного ответа Лютер был смущён вторым вопросом - отказывается ли он от своих сочинений и от их содержания. Он попросил времени на размышление и в следующем заседании сейма (18 апреля) объявил, что будет настаивать на своих мнениях до тех пор, пока их не опровергнут при помощи Священного Писания. .. Знаменитые слова Лютера по этому поводу: “Hier stehe ich; ich kann nicht anders; Gott helfe mir, Amen!” ... начертаны на пьедестале статуи Лютера, входящей в состав вормского памятника Реформации.” (С.60-61.)

Организация. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.761) в мире 76 миллионов лютеран. Большинство лютеранских церквей мира (124 из 192) объединились в международную организацию - Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Её штаб-квартира находится в г. Женеве. Международная организация лютеран имеет “мягкую” структуру. Это означает, что решения её съездов, и её центра (Совета ВЛФ) носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это не одна единая церковь (как в католицизме), а союз самостоятельных церквей.

Лютеране преобладают среди верующих в шести странах: в Исландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Эстонии. В России существуют две лютеранские церкви. Одна называет себя Евангелическо-Лютеранской Церковью (ЕЛЦ), другая Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии (ЕЛЦИ). Ингрия - это территория, отвоёванная Россией у Швеции во время Северной войны. Сейчас это Ленинградская область. В ЕЛЦ на начало 1999 года было более 120 тысяч прихожан, в ЕЛЦИ - около 10 тысяч.

Общая характеристика вероучения лютеранства. Количество слоёв в вероучении то же, что и в православии, и в католицизме, т.е. три. Первый - античнохристианский. В нём все девять основных религиозных учений, сформулированных ещё античными христианами: о Библии, о сверхъестественных существах (о Троице, об ангелах, о бесах), о почитании пророков, апостолов и евангелистов (это учение так же, как в православии и католицизме, стало частью другого: о почитании святых), о душе, о загробной жизни, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, о втором пришествии Иисуса Христа, об искуплении.

Однако отметим, что лютеране в учении о загробной жизни иначе, чем православные и католики, отвечают на вопрос, на какой день после смерти тела душа человека направляется Богом в рай или ад. Православные считают, что Бог принимает это решение на сороковой день после смерти тела, католики в день смерти, а лютеране, что время принятия такого решения Богом людям неизвестно.

Архив... Фонд “Протестантизм. Лютеранство”. Дело 8.

Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 7 мая 1998 г. в г.Перми у пастора из Ганновера (ФРГ) Хайнса Эльце. На вопросы пастор Эльце отвечал по-немецки. Переводил вопросы Никитина и ответы Эльце пастор г.Перми Давид Давидович Рерих.

“НИКИТИН:

- Вы считаете, что душа после смерти тела в тот же день попадает туда, где ей положено быть? Или позже?

ЭЛЬЦЕ:

- Это мы узнаем, когда умрём.

НИКИТИН:

- Православный священник мне сказал, что душа будет на Божием суде определена в рай или ад на сороковой день после смерти тела. Католический ксёндз: в первый же день. А вы не знаете на какой день? Да?

ЭЛЬЦЕ:

- Да, мы не знаем. Для нас это не важно. Мы должны умерших оставить в компетенции Бога и заботиться о живых.” (Лист 4.)

Второй слой - католический . В нём всего лишь одно религиозное учение: о филиокве (т.е. учение о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына).

Третий слой - специфический (или его ещё можно называть специфически-лютеранским). Специфическим слоем в вероучении лютеранства мы называем совокупность тех положений вероучения, которых не было ни в вероучении античного христианства (V века), ни в вероучении католицизма. Эти религиозные учения в истории религии впервые явно были сформулированы лютеранскими богословами и, в первую очередь, Мартином Лютером. Однако следует сказать, что сами лютеранские богословы, начиная с Лютера и кончая богословами наших дней, считали и считают, что данные религиозные учения есть не что иное, как возвращение к учению апостолов.

Маркку Сяреля. Предисловие к русскому изданию. - В книге: Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания. 1995.

“Необходимо подчеркнуть, что лютеранская реформация не принесла никакого нового учения. Она лишь вернулась к учению апостолов.” (С.9.)

В специфическом слое вероучения лютеранства можно выделить семь основных религиозных учений: 1/ о всеобщем священстве, 2/ об оправдании одной верой, 3/ об единственном источнике вероучения, 4/ об отношении мирян к Библии, 5/ об обряде вкушения хлеба и вина (о причащении), 6/ о почитании святых, 7/ о рукоположении. Первые четыре положения этого слоя в дальнейшем были восприняты рядом других христианских конфессий. Именно эти конфессии и стали называться протестантскими. Но поскольку данные религиозные учения в процессе развития христианства впервые были обоснованы именно лютеранами, постольку их можно и должно относить к специфическому слою в вероучении лютеранства.

Первые пять положений специфического слоя в вероучении лютеранства являются полемикой с пятью положениями вероучения так называемого православно-католического слоя в вероучении православия и католицизма.

Специфический слой. Учение о всеобщем священстве. Это учение является полемикой с православно-католическим учением о посредничестве духовенства. Главная идея православно-католического учения в том, что духовенство и миряне находятся в неравных отношениях с Богом: духовенство в священном состоянии (т.е. в состоянии прямого контакта с Богом), миряне в несвященном состоянии (т.е. в состоянии опосредованного контакта с Богом, контакта через посредников, каковыми являются служители культа).

Главная идея лютеранского учения о всеобщем священстве в том, что духовенство и миряне находятся в равных отношениях с Богом: и те, и другие - в священном состоянии, т.е. и у тех, и у других есть прямой контакт с Богом. По этой причине обряд, символизирующий получение профессии служителя культа, не называется у лютеран “священством”, так, как его называют православные и католики. Православные и католики считают, что во время обрядовой церемонии человек переходит из несвященного состояния в священное. А по убеждениям лютеран, любой верующий находится в священном состоянии с момента крещения. Данный обряд они именуют “рукоположением” (по внешнему признаку: епископ кладёт руку на голову тому, кто выразил желание стать служителем культа) и “ординацией”(от латинского “ординацио” - “приведение в порядок”). По этой же причине, согласно вероучению, служителей культа в лютеранстве было бы неправильно называть “священниками”. Нет смысла называть “священниками” только одну профессиональную группу людей, в то время как по существу священниками являются все лютеране без исключения.

Однако сегодня некоторые лютеранские авторы, в том числе и отдельные служители культа, иногда употребляют термины “служители культа” и “священники” как синонимы. На наш взгляд, это говорит о нестрогости их подхода к выполнению требований собственного вероучения.

Мартин Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. - В книге: Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. Составитель О.В.Курило. М., 1996.

“Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Всё это измышления и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет никакого различия, кроме разве различия по должности. У нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, все мы в равной степени христиане (Еф.4), ибо только крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан. Сообразно этому все мы посредством крещения посвящаемся во священники... В случае необходимости каждому дозволено крестить и отпускать грехи, что было бы невозможным, если бы не все мы были священниками.” (С.16.)

Специфический слой. Учение об оправдании одной верой. Данное учение является полемикой с православно-католическим учением о двух факторах спасения. Таковыми православные и католические богословы называют личную веру в Бога и добрые дела. Главная идея лютеранского учения об единственном факторе спасения состоит в том, что людей спасает только личная вера в Бога. В лютеранском богословии принято в качестве синонима термину “спасение” в данном случае использовать термин “оправдание”. И идея одного фактора спасения, как правило, формулируется следующим образом: “Человек оправдывается одной верой”. Это одно из важнейших положений лютеранства, и оно воспринято всеми протестантскими конфессиями. Традиционно данное положение лютеране и другие протестанты называют принципом оправдания одной верой и формулируют его кратко по-латыни словами “сола фидэ”(“sola fide”) , что переводится как “только верою”.

При этом лютеране отнюдь не отказываются от совершения добрых дел. Но они считают добрые дела не каким-то вторым фактором спасения, а необходимым выражением веры в Бога. Наличие или отсутствие добрых дел в жизни человека, по учению лютеран, есть признак наличия или отсутствия веры в Бога в его душе. Религиозная вера, по учению лютеран, проявляется (выражается) не только в переживании определенных чувств, направленных на Бога (любовь, восхищение, страх...) и сверхъестественный мир (радость ожидания райской жизни, неприязнь к Дьяволу и бесам...), не только в обрядовых действиях, но и в добрых делах людей.

Аугсбургское исповедание. - В книге: Книга Согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Фонд “Лютеранское наследие”. 1998.

(“Аугсбургское исповедание” является исторически первым документом лютеранства, официально формулирующим его основные положения вероучения. Документ написал Филипп Меланхтон, ученик и соратник Мартина Лютера. Лютер прочитал и одобрил этот документ. Документ был зачитан на рейхстаге 31 октября 1530 года в городе Аугсбурге, почему и получил такое название. - Авт.)

“Далее наши церкви учат, что люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром ради Христа, верой, когда они веруют, что принимаются с благосклонностью, и что их грехи прощены ради Христа, Который Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним (о чём сказано в Рим.3 и 4) .” (С.28.)

Алистер Маграт. Богословская мысль Реформации. Одесса.199ё4.

“Доктрина оправдания одной верой подтверждала то, что Божественное прощение даровалось, а не покупалось, и было доступно всем, независимо от материального и социального положения. Связанная с ней доктрина “священства всех верующих” означала, что верующий, с благодатной помощью Божией, мог сам сделать всё, что необходимо для его спасения, не прибегая к помощи ни Церкви, ни священников (хотя сам Лютер считал, что профессиональные проповедники и учреждения Церкви должны играть существенную роль в христианской жизни). Поэтому не вызывает удивления, что взгляды Лютера были с волнением восприняты церковными учреждениями и вызвали такой интерес у многих мирян того времени.” (С.134-135)

Архив... Фонд “Протестантизм - Лютеранство”. Дело 5. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 11 ноября 1997 г. у пастора Венриха Сленцка, референта Евангелическо-Лютеранской Церкви по вопросам образования.

“СЛЕНЦКА:

- Спасает нас один Христос через веру, через Его благодать. И нам нечего добавить к тому, что совершил для нас Христос. Это значит, что мы спасаемся одной верой, но это не значит, что мы эту веру производим. Что же касается добрых дел, то Христос сам сказал, что доброе дерево и плоды приносит добрые, а худое дерево приносит худые плоды. Так что из правильной, истинной веры происходят добрые дела. Они следствие этой веры. Они должны быть у христианина на основании того, что он верит. Добрые дела не укрепляют веру, а выражают её.

НИКИТИН:

- Можно ли так сказать, что если нет добрых дел, то нет и веры?

СЛЕНЦКА:

- Да, так сказать можно.” (Лист 1)

“Совместная декларация о доктрине оправдания”. Как мы уже писали в предыдущей главе, в 1999 году католическая и лютеранская церкви внесли в свои учения о факторах спасения одно важное дополнение. О чём конкретно идёт речь? Более тридцати лет представители католицизма и лютеранства вели богословский диалог. В конечном счёте они договорились 31 октября 1999 года в г.Аугсбурге подписать совместный документ под названием “Совместная декларация о доктрине оправдания”. Были специально выбраны тот город, день и месяц, где и когда в 1530 году был зачитан на рейхстаге в г.Аугсбурге лютеранский документ под названием “Аугсбургское исповедание”. От имени католической церкви и по поручению римского папы декларацию подписали кардинал Эдвард Кэссиди, президент Папского совета по содействию христианскому единству, и епископ Вальтер Каспер, секретарь названного выше совета. От имени лютеранских церквей документ подписали епископ Христиан Краузе (ФРГ), президент ВЛФ, доктор богословия Ишмаэл Ноко, генеральный секретарь ВЛФ и шесть вице-президентов ВЛФ - представители Норвегии, Нигерии, Индии, Словакии, Бразилии и США. В Декларации записано, что обе стороны пришли “к консенсусу (соглашению, - авт.) в области основополагающих истин”1. По мнению редакции христианского журнала “Истина и жизнь”(его издателем является католический священник Александр Хмельницкий), Декларация “кладёт конец вековым богословским спорам по вопросу о том, как происходит оправдание христианина - только верой (как учил Лютер) или верой и добрыми делами (как учит Католическая Церковь)”2 .

Только развитие событий во времени может показать, чем на деле является эта Декларация - благим намерением или действительным прекращением спора между лютеранами и католиками по доктрине спасения (оправдания). Характерно, что в самый канун подписания Декларации 240 протестантских богословов Германии выступили с её резкой критикой. В своём Заявлении протестантские богословы утверждали, что, подписав эту декларацию, представители протестантизма, фактически согласились со взглядами католиков на спасение души.

Мы выскажем нашу оценку документа (подчёркиваем при этом, что с нашей оценкой не обязательно соглашаться). На наш взгляд, документ в деле сближения католиков и лютеран будет играть определённую положительную роль, однако конца вековым богословским спорам он не положил. Дело в том, что формулировки Декларации очень абстрактны, туманны и нуждаются в комментариях. А комментарии у католиков неизбежно будут католическими, а у лютеран - лютеранскими. Так, главной формулировкой Документа считается следующая: “Вместе мы исповедуем, что нас принимает Бог и что мы стяжаем Святой Дух, Который обновляет наши сердца, укрепляет нас и призывает к добрым делам - не на основе наших заслуг, но только через благодать и веру в спасительное дело Христово”1. Если выделить суть этой формулировки, то, на наш взгляд, можно сказать так: “Бог призывает к добрым делам только через веру”. Эту фразу можно истолковать и по-католически (спасают вера в Бога и добрые дела), и по-лютерански (спасает только вера).

Специфический слой. Учение об единственном источнике вероучения. Это учение является полемикой с православно-католическим учением о двух источниках вероучения, которыми, по утверждениям православных и католических богословов являются Священное Писание и Священное Предание. Содержание этого лютеранского учения состоит в утверждении, что кроме Библии других источников вероучения нет и быть не может.

Э,Кернс. Дорогами христианства. М., 1992.

“Основными положениями его богословской системы стали sola fide, или “оправдание по вере”, и sola Skriptura, то есть идея о том, что Писание является единственным авторитетом для грешных людей, пытающихся найти спасение.” (С.236.)

Архив... Фонд “Протестантизм Лютеранство”. Дело 5. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 11 ноября 1997 г. у пастора Венриха Сленцка, референта Евангелическо-Лютеранской Церкви по вопросам образования.

“НИКИТИН:

- В лютеранстве есть принцип “Только Писание”. И в то же время лютеране обращаются к книгам Лютера, к другим документам. Как это понимать?

СЛЕНЦКА:

- Это не исключает друг друга, потому что все другие документы исходят из того, что главным авторитетом является Священное Писание. И в принципе все эти лютеранские документы можно проверить на основе Священного Писания. И то, что не совпадает со Священным Писанием, следует отвергнуть.” (Лист 2.)

Учение об отношении верующих к Библии. Это учение является полемикой с подобным учением у православных и католиков. В XVI веке, когда возникло лютеранство, и православие, и католицизм запрещали мирянам не только толковать, но и читать Библию. Впоследствии обе эти религии читать Библию мирянам разрешили, но давать собственное толкование прочитанному не разрешают до сих пор. Лютеранство не просто разрешило, оно потребовало, чтобы верующие в обязательном порядке читали Библию. Оно разрешило мирянам толковать Библию, т.е. давать собственное объяснение прочитанному в ней.

Мартин Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. - В книге: Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. Составитель О.В.Курило. М., 1996.

“Вторая стена ещё более шаткая и неустойчивая: они намереваются быть единственными истолкователями Писания... Христос сказал (Ин.6), что все христиане будут научены Богом, поэтому вполне может быть, что папа и его приближённые, являясь злыми и неистинными христианами, хотя и наученными Богом, не обладают истинным разумением, и, наоборот, простой человек имеет правильное разумение...

И самое главное, мы, все христиане, ...у всех одна вера, одно Евангелие, одно причащение. Как же можем мы не обладать и властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере?” (С.20-21 .)

Архив ... Фонд “Протестантизм Лютеранство”. Дело 5. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 11 ноября 1997 г. у пастора Венриха Сленцка, референта Евангелическо-Лютеранской Церкви по вопросам образования.

“НИКИТИН:

- Разрешают ли лютеранские служители культа рядовым верующим самим объяснять своим детям и внукам Библию?

СЛЕНЦКА:

- Каждый человек имеет право объяснять Священное Писание. Если верующий ошибётся в толковании, то это нормально. И теологи ошибаются. И соборы могут ошибаться. Иногда миряне некоторые вещи могут понимать лучше, чем образованные теологи.” (Лист 2.)

Учение о почитании святых. Это учение является полемикой с подобным же учением у православных и католиков. Православные и католики считают, что почитание святых не должно ограничиваться уважительным разговором о святых в проповедях и названием храмов и престолов в их честь. Святым надо обязательно молиться, надо также зажигать свечи и лампады перед иконами с их изображениями. По убеждениям лютеран, почитание святых именно должно ограничиться уважительным разговором в проповедях и названием храмов и престолов в их честь. А молиться можно и должно только Богу. Что касается икон, то лютеране их вообще не признают, а значит отвергают и почитание икон святых.

Лютер. Шмалькальденские артикулы. - В книге: Лютеранство и папство. Лахти. Финляндия. 1996

(Эта работа была написана Лютером в г.Шмалькальдене в январе 1537 года, - авт.)

“Взывание к святым есть тоже одно из антихристовых злоупотреблений...” (С.21)

Апология Аугсбургского вероисповедания. - В книге: Книга Согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Фонд “Лютеранское наследие”. 1998.

“Мы не требуем молитвенного взывания к святым.” (С.276)

“...Эти ослы не замечают, что Иероним, выступая против Вигилантия, не произнёс ни одного слова о взывании к святым. Он говорит лишь о почитании святых [почтительном отношении к святым], а не о молитвенном взывании к ним...

Наше Вероисповедание одобряет почитание святых.” (С.277)

Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания. 1995.

“Как идолопоклонство проявляется в мире?

Грех идолопоклонства проявляется в мире как в грубой, явной, так и в завуалированной, скрытой форме.

Грубую форму идолопоклонства можно выявить уже по внешним признакам. К нему относятся: ...поклонение ангелам, деве Марии, святым, иконам, святым местам и тому подобным.” (С.48-49)

Учение о вкушении хлеба и вина (о причащении). У православных и католиков разные учения о причащении. Лютеранское учение о причащении является полемикой по отношению к ним обоим. Лютеранские богословы говорят не о превращении хлеба в тело и вина в кровь, а о присутствии тела Христова в хлебе и крови Христовой в вине. В то же время они согласны с православными, что мирян и служителей культа надо причащать одинаково, а с католиками согласны, что в причащении надо использовать пресное тесто, а не дрожжевое. Причащать, по учению лютеран, можно и должно после конфирмации, а обряд конфирмации совершается над 13-14-летними подростками. Конфирмация - это обряд, который означает воцерковление, те. включение подростка в члены церкви. В отличие от католиков, у которых тоже есть обряд конфирмации, у лютеран во время конфирмации не применяют миро, поэтому называть лютеранскую конфирмацию также миропомазанием было бы неправильно.

Лютеранские пасторы также, как православные и католические служители культа, считают, что верующие должны причащаться, как правило, один раз в месяц.

Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания. 1995.

“Превращаются ли в причастии хлеб и вино в тело и кровь Христовы?

В причастии хлеб и вино не превращаются в тело и кровь Христовы, как учит папская церковь, но всё время хлеб остаётся хлебом и вино вином. Однако вместе с тем, когда мы в причастии вкушаем благословенный хлеб, то принимаем с хлебом истинное тело Христово, а когда пьём благословенное вино, принимаем с вином истинную кровь Христову.” (С.262)

Учение о рукоположении . Это учение появилось только во второй половине ХХ века. Суть его в утверждении, что возможно рукоположение не только мужчин, но и женщин. Данное положение вероучения сегодня считают правильным многие лютеранские церкви, но не все. В частности в России лютеране по этому вопросу разделились на два лагеря: пасторы из Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛЦ) признают идею рукоположения женщин правильной, а пасторы из Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) считают её ошибочной.

Луиза Сленцке. Первый женский семинар ЕЛЦ. - В журнале: Der Bote, 1997, N2.

“В период с 18 по 22 октября 1996 года в Учебном Центре ЕЛЦ Ингрии в Колтушах под Санкт-Петербургом собрались 28 женщин...

Среди присутствовавших на семинаре были семь проповедниц, учительницы воскресных школ, женщины, занимающие руководящие посты в своих Синодах, а также две женщины-пастора, одна из которых - Хайке Глееде (Земская Церковь Ганновера, Германия) только временно служит в России. Другая - Инесса Тирбах - является первой и пока единственной ординированной (рукоположенной,- авт.) женщиной-пастором ЕЛЦ. По словам Инессы Тирбах, она никогда не испытывала никаких проблем как женщина-пастор.” (С.27.)

Пастор Сакери Корпинен, кандидат теологических наук. Для укрепления веры. - В журнале: Церковь Ингрии, 1995, N 1 (13).

“В нескольких различных Церквах Синоды решили разрешить рукоположение женщин в сан священника. Такое решение около 10 лет назад приняла вопреки Библии также и лютеранская церковь Финляндии...

Придерживаясь библейского учения, мы, христиане-лютеране, должны отказаться от женского поповства.” (С.6.)

(В данном тексте выражение “рукоположение... в сан священника” противоречит учению о всеобщем священстве и говорит о нестрогости высказывания пастора, - авт. )

* * *

Таковы основные положения вероучения лютеранства.



Hosted by uCoz