Глава 16. Баптизм

Исторические сведения. Когда и где возник баптизм? На вопрос “Когда?” ответить просто: в начале XVII века. На вопрос “Где?” - сложнее. Мы привыкли к тому, что процесс возникновения той или иной религии связан с какой-либо одной определённой страной. А баптизм в этом отношении является исключением: процесс возникновения баптизма начался в Голландии, а завершился в Англии. Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году. Правда, члены этой общины ещё не называли себя баптистами. Но они положили первый и главный “кирпич” в фундамент новой религии: приняли крещение, будучи взрослыми, по принципиальным соображениям, ибо считали, что веру человек должен выбирать сознательно.

Амстердам, как известно, находится в Голландии. Но вот что интересно: первые баптисты все, как один, были англичанами. Это были бывшие кальвинисты, которые из-за религиозных преследований эмигрировали из Англии в Голландию. Основателем баптизма и первым руководителем первой баптистской общины был Джон Смит. В 1612 году, когда в Англии схлынула волна религиозных преследований, часть амстердамских баптистов вернулась на родину. Но без основателя баптизма. И в этом же, 1612 году, в Лондоне возникла первая баптистская община Англии. Именно в Англии полностью сформировались вероучение и культ новой религии. Именно в Англии они стали называть себя баптистами (“баптисты” в переводе с греческого - “крестители”).

В баптизме были и остались два течения: течение общих баптистов и течение частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил грехи всех людей без исключения. Частные баптисты утверждают, что Христос совершил частное искупление, т.е. искупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита (основателя баптизма) была общиной общих баптистов. Первая община частных баптистов возникла в 1638 г. в английском городе Сосворке1. Первая баптистская община в России возникла в Тифлисе (сейчас Тбилиси) в 1863 году. Это были частные баптисты. Все члены этой общины были приезжими немцами. “Днём рождения” российского баптизма сами баптисты называют 20 августа (по старому стилю) 1867 года, когда пресвитер немецкой баптистской общины Мартин Кальвейт ночью в водах реки Куры крестил 27-летнего купца-молоканина Никиту Исаевича Воронина.

История евангельских христиан-баптистов. М., издание Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов, 1989.

“День крещения Н.И.Воронина принято считать датой основания русско-украинского евангельского братства”. (С.75.)

В 60-е гг. XIX века общины частного баптизма появились в Закавказье, на Северном Кавказе, на Украине. В конце 70-гг. XIX века в Петербурге была основана первая община общих баптистов. Идеи, которые разделяли члены этой общины по существу были баптистскими, но сами верующие называли себя не баптистами, а евангельскими христианами.

Частные баптисты объединились в Союз русских баптистов (1884 г.), общие баптисты - в Союз евангельских христиан (1909 г.). В октябре 1944 года баптисты и евангельские христиане СССР объединились в Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ). На первых порах между баптистами и евангельскими христианами сохранялось различие в понимании сущности искупления. Но в дальнейшем все общины, входившие в Союз ЕХБ, пришли к единому мнению, что Иисус Христос совершил общее искупление. На 43-м съезде евангельских христиан-баптистов СССР (1985 г.) был принят документ под названием “Вероучение евангельских христиан-баптистов”. В нём было записано, что “Бог от вечности предопределил Своего Сына Иисуса Христа как жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого”.

Организация. Сведения о количеств баптистов в мире в источниках противоречивы.По данным международного справочника “Религии мира” (Оксфорд, 1994, с.364) в мире в 1993 году было 38 млн. баптистов. Но это подсчитаны только взрослые, без детей. А для того, чтобы сравнивать баптизм с другими конфессиями, где крестят и включают в число верующих также и детей, надо принять во внимание и детей в семьях баптистов. Социологи считают, что для такого подсчёта надо число взрослых умножить на два с половиной. Следовательно, по этому источнику на 1993 год в мире было 95 млн. баптистов. Но по данным энциклопедии “Народы и религии мира (М., 1998, с.688) в 1996 году в мире было всего, вместе с детьми, 75 млн. баптистов. Если оба источника сообщают цифры, соответствующие действительности, то получается, что за 3 года количество баптистов уменьшилось аж на 20 миллионов. Это маловероятно. Нам представляется, что ближе к истине первый источник. И, если это так, то баптисты - самая крупная протестантская конфессия в мире.

Около восьмидесяти процентов всех баптистов находятся в Соединённых Штатах Америки. Большинство национальных баптистских церквей объединены во Всемирный союз баптистов, центр которого - Всемирный совет - находится в Вашингтоне. Международная организация баптистов, как и международная организация лютеран, имеет “мягкую” структуру, т.е. решения и Всемирного совета и международных конгрессов баптистов (а они проводятся раз в 5 лет) носят рекомендательный характер. Организационно все национальные баптистские религиозные организации являются полностью самостоятельными.

В нашей стране основной организационной структурой в конфессии баптистов до ноября 1992 года был Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ), объединявший единоверцев всех пятнадцати республик Советского Союза. В каждой республике был свой Союз ЕХБ (как часть общего Союза). Однако политические перемены начала 90-х годов повлияли на судьбу этой организации. В 1990 году Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость своих государств. Вскоре после этого события баптистские объединения этих стран вышли из состава Союза ЕХБ. В связи с распадом СССР Союз ЕХБ прекратил свое существование. В ноябре года на его основе была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов. К началу 1996 года в нее входили 10 автономных Союзов: России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Средней Азии.

В современной России основной баптистской организацией является Союз евангельских христиан-баптистов России (Союз ЕХБ России). На начало 1998 года Союз ЕХБ России насчитывал 1250 общин и 85000 верующих1. Другим объединением баптистов России является Совет Церквей евангельских христиан-баптистов. Эта организация возникла в результате раскола, который произошел в Союзе ЕХБ СССР в 1961 году. Руководство этого Союза выступало за строгое соблюдение всех советских законов. Однако часть баптистских общин отказывалась соблюдать те законы, которые она считала несправедливыми. Эти общины отказали в поддержке Союзу и вышли из его состава. Объединение нонконформистских общин долгое время существовало нелегально. Около тысячи его членов в 60-80-годы подверглись репрессиям со стороны государства за отказ от официальной регистрации общин, за бесцензурное издание религиозной литературы, за нелегальное обучение детей в воскресных школах, за миссионерскую деятельность, а также за отказ мужчин служить в армии. С началом “перестройки” (т.е. с 1986 года) репрессии в отношении членов Совета Церквей прекратились, и в 1988 году его деятельность была легализирована. Органы власти сегодня не настаивают на регистрации религиозных общин. Однако подобная процедура даёт общине статус юридического лица. Поэтому одни общины из Совета Церквей регистрируются, другие отказываются от регистрации. На начало 1996 года Совет Церквей ЕХБ имел 25 зарегистрированных общин. По данным руководства Совета Церквей, в 1996 году всего их поддерживало около 1500 общин, насчитывающих более 59 тысяч верующих.

Несмотря на то, что догматические разногласия между баптистами и евангельскими христианами были преодолены, несколько общин евангельских христиан в 1992 году вышли из Союза ЕХБ. 26 из них организовали Союз церквей евангельских христиан России. Другие же порвавшие с Союзом ЕХБ общины пожелали остаться в организационном плане независимыми. На начало 1993 года в России была зарегистрирована 31 община евангельских христиан, а в январе 1996 года - уже 219 общин. Какая-то часть баптистских общин сегодня существует автономно.

Сколько всего баптистов в России? По подсчетам известного исследователя баптизма Л.Н.Митрохина, всего в России примерно 2 тысячи баптистских общин с 250 тысячами членов1 . Если же подсчитывать число последователей этой конфессии вместе с детьми, то баптистов в России более 600 тысяч человек. Эти цифры говорят о том, что баптизм является самой крупной протестантской конфессией в России.

Общая характеристика вероучения баптизма. Количество слоёв в вероучении то же, что и в православии, и в католицизме, и в лютеранстве, т.е. три. Первый - античнохристианский. В нём все девять основных религиозных учений, сформулированных ещё античными христианами: о Библии, о сверхъестественных существах (о Троице, об ангелах, о бесах), о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о душе, о загробной жизни, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, о втором пришествии Иисуса Христа, об искуплении. Второй слой - протестантский (лютеранский). В него входят четыре религиозных учения, впервые сформулированные лютеранами: о всеобщем священстве, об оправдании одной верой, о Священном Писании как единственном источнике вероучения, об обязанности читать и праве толковать Библию. В третий - специфический (специфически-баптистский) входят три религиозных учения: о крещении, о Боге, о вкушении хлеба и вина.

Специфический слой. Учение о крещении. Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

От первого условия произошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами. Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане с новыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибо прежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессии недействительным. Представители новой конфессии нередко делали обряд крещения одновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ, глядя на них, стал говорить: “Вот крестители! Вот крестители!”. “Крестители” по-гречески звучит как “баптисты”. В частности Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке) называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло в английский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с середины XVII века стали называть себя баптистами

Второе обязательное условие: крестить можно только тех, кто дал добровольное согласие на крещение. Это условие баптисты называют ещё “сознательным выбором веры”.

Третье обязательное условие на языке баптистов называется “рождением свыше”. Под “рождением свыше” понимается наличие веры в Бога. Крещение не означает превращения верующего в неверующего. Для того, чтобы креститься, надо уже быть верующим. Крещение означает принятие верующего в религиозную организацию. Само крещение может происходить или в естественном водоёме, или в специальном бассейне для крещения (баптистерии). Больных разрешается крестить в ванной. Способом крещения является полное погружение крещаемого в воду.

Вероучение евангельских христиан-баптистов. - В журнале: Братский Вестник, 1992, N 2.

“Мы веруем, что следствием обращения и личного принятия Иисуса Христа Спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царство Божие.” (С.65.)

“Верующий человек становится членом поместной церкви после принятия крещения по вере.”.(С.68.)

“Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса Христа как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше.” (С.70.)

Специфический слой. Учение о Боге. Специфические идеи в учении о Боге являются в баптизме дополнением к общехристианскому учению о Троице. Все христиане признающие Троицу, одновременно признают, что триединый Бог обладают свойством быть духом и свойством вездесущности. Однако баптисты истолковывают эти два свойства не так, как многие другие христианские конфессии.

Специфичность в истолковании свойства Бога быть духом состоит в том, что баптисты, в отличие от православных, католиков, лютеран и сторонников многих других христианских конфессий, считают, что Бог-Отец имеет только духовную природу и никогда не являлся людям в облике человека. Не отрицая возможности изображать физическое тело Бога-Сына (в облике человека) и Бога-Духа Святого (в облике голубя), они категорически возражают против любого изображения Бога-Отца. И если у православных и католиков изображение Бога-Отца можно увидеть и на иконе новозаветной Троицы, и на стенах и потолках храмов, и на иллюстрациях в религиозной литературе, то у баптистов такого изображения не существует и существовать не может. Конкретный пример: А.Мансурова, Б.Арапович; Детская Библия (Библейские рассказы в картинках); Стокгольм; издание Института перевода Библии. Эта книга, изданная баптистами впервые в 1983 году, выдержала много изданий. Она богато иллюстрирована. Каждый рассказ сопровождается картинкой. Причём количество рассказов и количество картинок со временем увеличивается: если в пятом издании (1989 г.) было 192 иллюстрации, то в восемнадцатом (1991 г.) их было уже 249. При этом первые три картинки иллюстрируют рассказ о сотворении мира, а четвертая - рассказ об изгнании Адама и Евы из рая. Эти же рассказы для детей в книгах православных, католических, лютеранских и многих других христианских конфессий, как правило, сопровождаются изображением Бога-Отца. В Детской Библии изображения Бога-Отца нет ни на одной из иллюстраций.

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Джорданвилль, 1987.

(Книга издана Русской православной церковью за границей, но на ней есть гриф “Московская патриархия”, что говорит о том, что содержание её одобрено Русской православной церковью и она рекомендована к распространению. - авт.)

“Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог-Отец - в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам…” (С.50.).

Архив ... Фонд “Протестантизм-Баптизм” Дело1. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 14 августа 1997 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины ЕХБ ЮВ.Подосёнова.

“НИКИТИН:

-Можно ли изображать Бога-Отца?

ПОДОСЁНОВ:

- Нет, нельзя. Бог-Отец никогда не являлся людям в видимом облике.” (Лист 1)

Свойство вездесущности другие христианские конфессии (не баптисты) истолковывают в том смысле: что от Бога нельзя нигде спрятаться. И если ему будет нужно наказать вас: он накажет: где бы вы ни находились. Но в то же время другие христианские конфессии считают: что Бог как духовная личность находится в одном определённом месте. Баптисты согласны с тем, что от Бога нельзя спрятаться, но в то же время они считают: что Бог находится сразу везде.

Летом 1987 года один из авторов этой книги беседовал с тремя юношами-баптистами из Ленинградской общины ЕХБ. Преподаватель рассказал, что он прочитал в одном журнале о дискуссии среди католиков по вопросу о том, где находится Бог. Юноши засмеялись.

- Почему вы смеётесь?

- Да потому, что это бесплодная дискуссия. Бог находится сразу везде. И в далёком космосе, и в пролетающих над нами облаках, и на небе, и на земле, и вокруг нас, и в нас.

- И во мне? - изумился преподаватель.

- Конечно, - ответили юноши-баптисты.

Братский вестник, 1963, N 4.

“В Боге нет ничего материального, ничего телесного; он является исключительно духовным существом. Как дух, Бог невидим для человеческих глаз, неслышим для человеческих ушей и неосязаем для человеческих рук. Как дух Бог вездесущ; он не связан никаким местом, никаким пространством и никаким временем. Бог - везде!.” (С.26.)

Специфический слой. Учение о хлебопреломлении. Обряд вкушения хлеба и вина в баптистской литературе называется и хлебопреломлением, и Вечерей Господней, и евхаристией (с греческого: “благодарение”), и причастием. Заметим, что в недавнем прошлом баптисты нашей страны слово “причастие” для названия обряда вкушения хлеба и вина не употребляли.

Архив… Фонд “Протестантизм - Баптизм”. Дело 3. Запись интервью, взятого В.Н.Н.икитиным 15 июня 1999 г. у проповедника общины евангельских христиан -баптистов, заведующего христианской библиотекой “Библия для всех” Владимира Андреевича Степанова.

“НИКИТИН:

- И слово “причастие” употребляется?

СТЕПАНОВ:

- Да.

НИКИТИН:

- Раньше, в 60-х годах, баптисты мне говорили. что называть обряд причастием нельзя, потому что это означает. что мы часть Бога съедаем. А мы, говорили баптисты, в отличие от православных, считаем, что тело Бога мы не едим.

СТЕПАНОВ:

- Сейчас мы иначе понимаем. И слово “причастие” чуть ли не номер один. Точнее, чаще всего используются два термина: “причастие” и “хлебопреломление”. (Лист 2)

В 26-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о прощальном ужине Иисуса Христа с апостолами (самыми близкими ему учениками). В главе есть эпизод, который по-разному толкуется христианами разных конфессий. “И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.” (Матфей, 26:26-27.) В Евангелии от Луки есть важное добавление к словам Иисуса Христа. Подав чашу с вином (в этом Евангелии сначала говорится о чаше), а затем хлеб, Он сказал: “Сие творите в Моё воспоминание”. (Лука, 22:19). Все христиане восприняли слова из Евангелия от Луки, как повеление совершать обряд вкушения хлеба и вина.

Но как понимать слова Христа, что хлеб - это Его Тело, а вино - это Его Кровь? На этот вопрос было дано три разных ответа. О двух мы уже говорили, третий ответ дали баптисты. Но вспомним сначала первые два ответа. В ответе православных и католиков провозглашается идея превращения. Слова Христа означают, говорят православные и католические богословы, что во время обряда хлеб превращается в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. В ответе лютеран провозглашается идея присутствия. Слова Христа означают, говорят лютеранские богословы, что во время обряда в хлебе присутствует Тело Христово, а в вине присутствует Кровь Христова.

В новом, третьем ответе, который дали баптисты, провозглашается идея воспоминания (вспоминания). Слова Христа означают, говорят баптистские богословы, что во время обряда, вкушая хлеб, верующие обязаны вспомнить о Теле Христовом, которое пострадало за людей, а вкушая вино, они должны вспомнить о Крови Христовой, которую он пролил за людей. Как православные и лютеране, баптисты проводят вкушение хлеба и вина под двумя видами для всех членов общины. В обряде могут и должны принимать участие все, совершившие обряд крещения (т. е. не ранее, чем с 16 лет). На вопрос, какой хлеб использовать в обряде - квасной или пресный,- баптисты отвечают по-новому: годится любой хлеб (как решит община).

Архив…Фонд “Протестантизм - Баптизм”. Дело 4. Информация о выступлении Владимира Андреевича Степанова, проповедника общины баптистов в Колпине, заведующего христианской библиотекой в Санкт-Петербурге “Библия для всех” на заседании Круглого Стола в Гуманитарном Центре общества “Знание” 17 мая 2000 года. Записал В.Н.Никитин.

“ВОПРОС:

- Какой хлеб употребляется во время хлебопреломления - пресный или квасной?

СТЕПАНОВ:

- В принципе для баптистов это неважно. Можно в обряде использовать и квасной хлеб, можно и пресный. Чаще используют квасной, потому что такой хлеб технически выпекать проще. Пять лет назад один пожилой верующий в нашей общине настаивал на том, чтобы мы использовали в обряде пресный хлеб. Был спор. Решили так: если брат будет сам выпекать пресный хлеб, то остальные не возражают перейти с квасного хлеба на пресный. Однако он не стал выпекать пресный хлеб. И мы до сих пор причащаемся квасным хлебом.”

(Лист 2)

Баптизм это первая христианская конфессия, которая установила обязательную норму совершения обряда хлебопреломления. Каждый верующий обязан участвовать в совершении обряда 13 раз в году: каждое первое воскресение месяца и в четверг перед пасхой.

* * *

Таково вероучение евангельских христиан-баптистов.

 



Hosted by uCoz