Глава 17. Адвентизм

Исторические сведения. Адвентизм возник в 30-40-х гг. XIX в. в США как первое крупное ответвление от баптизма. Основателем адвентизма был бывший баптистский пресвитер Вильям Миллер, который на основании изучения Библии в 1831 г. пришёл к выводу, что второе пришествие Христа и конец света наступят скоро. Более того, он считал, что днём пришествия будет 21 марта 1843 года.

А.В.Белов. Адвентизм. М., 1973.

“В один из летних дней 1831 г. в молитвенном собрании баптистской общины в небольшом городке Нижний Хэмптон (штат Нью-Йорк) царило необычайное возбуждение. Причиной того была проповедь Вильяма Миллера, который объявил, будто ему удалось вычислить точную дату второго при шествия Христа.” (С.8.)

В дальнейшем одна из преданных последовательниц Миллера Елена Уайт, которую адвентисты всего мира почитают как “великую пророчицу”, объяснила, что Миллер был прав в главном - Иисус Христос придёт скоро, - но он ошибся во второстепенном - людям не дано знать конкретную дату его пришествия. Елена Уайт (в девичестве Гасмон), жена проповедника Джемса Уайта, не была рукоположена и не была штатной проповедницей. Однако члены адвентистского религиозного движения в 40-х гг. прошлого века безоговорочно признали её своим духовным вождем. У неё, по её собственным утверждениям, часто возникали чудесные видения, через которые Бог открывал истины, повелевая передавать их верующим. Свои видения она описывала в многочисленных сочинениях, которые принимаются адвентистами как руководство для правильного толкования Библии.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Дар пророчества обильно проявился в служении Елены Г.Уайт, одной из основателей Церкви адвентистов седьмого дня. ...Её пророческое призвание было подвергнуто критическому рассмотрению. Выдержав библейскую проверку, она продолжала своё служение в соответствии с этим духовным даром на протяжении 70 лет. С 1844 года, когда ей было 17 лет, вплоть до самой смерти (1915). Через неё Бог дал более 2000 видений.” (С.234.)

“Е.Г.Уайт написала более 80 книг, 200 трактатов и брошюр и 4600 статей. Проповеди, дневники, особые свидетельства и письма составляют ещё 60000 страниц рукописного материала.” (С.236.)

“Е.Уайт считала свои труды руководством, помогающим яснее понимать Библию.” (С.238.)

В 1863 г. в городе Батл-Крик состоялся первый съезд адвентистов США, на котором они приняли название своей конфессии: “адвентисты седьмого дня”. Название отражает то особое значение, которое адвентисты придают седьмому дню недели, которым, по Библии, является суббота. Для того, чтобы возвестить своё учение всем народам, адвентисты США посылают миссионеров в страны Европы, Азии и Африки.

Первая община адвентистов седьмого дня (АСД) в России была организована в селении Бердебулат (Крым) в конце июля 1886 г. Организаторами первой адвентистской общины были Луи Конради (проповедник из США) и Герхардт Перк (гражданин России немецкой национальности). Л.Конради в январе 1886 г. был направлен руководящим органом (Генеральной Конференцией) всемирного адвентистского движения в Швейцарию для руководства адвентистским движением в Европе. Г.Перк, проживавший в Одессе и работавший представителем Британского Библейского общества, узнал об адвентизме из литературы. В начале 1886 г. между Л.Конради и Г.Перком завязалась переписка. В июне 1886 г. Л.Конради прибывает в Одессу, затем вместе с Г.Перком он направляется в Крым, где уже имелась группа христиан, принявших основные идеи адвентистского учения. После крещения 19-ти человек в речке и возникла первая община.

Организация. Адвентисты седьмого дня (АСД), как и католики, организационно объединены во всемирном масштабе. Их международная организация называется Всемирной Церковью Адвентистов Седьмого Дня, а её центр - Генеральной Конференцией Адвентистов Седьмого Дня. Объединения адвентистов в масштабах отдельных стран являются частями единого целого. По оценкам адвентистских служителей, на начало 1999 года в мире было более 10 миллионов адвентистов. Адвентистские общины в этом году имелись в 220 странах мира.

С 1933 по 1947 год и с 1960 по 1985 год все адвентистские общины в СССР существовали автономно, не имели своей организации. Причиной тому был запрет советских властей. Лишь в июле 1985 года на адвентистской конференции в Туле такая организация была создана. В 1990 году на Всемирном съезде АСД в Индианополисе (США) церковь АСД СССР получила статус мирового дивизиона. Это означало, что адвентисты СССР стали признанной частью всемирной организации адвентистов. Советский дивизион состоял тогда из пяти унионов: Российского, Балтийского, Украинского, Молдавского и Южного. После распада СССР в организации АСД произошли изменения. С 1994 года в России существуют два униона: Западно-Российский и Восточно-Российский. Оба эти униона входят в Евро-Азиатский дивизион церкви АСД. В этот же дивизион входят Украинский, Молдавский и Южный унионы, а также две миссии - Белорусская и Закавказская. Миссия отличается от униона тем, что её руководство не выбирается, а назначается.

В начале 1996 года в России было 367 общин АСД с общим количеством верующих более 42 тысяч человек. Западно-Российский унион более крупный: в нем насчитывалось 283 общины и более 32 тысяч верующих. Но уже к августу 1997 года, по оценкам самих адвентистов, в России было около 60 тысяч членов церкви.

Вероучение. Общая характеристика. Основные положения вероучения адвентизма можно разбить на три слоя (три группы).

В первый слой (античнохристианский) входят религиозные учения, общие у адвентизма со многими другими христианскими конфессиями: о Библии, о сверхъестественных существах (Троица, ангелы, падшие ангелы), о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, об искуплении грехов всех людей через страдания и смерть Иисуса Христа. Отметим, что по сложившейся традиции в русскоязычном адвентистском богословии для обозначения служителей Сатаны редко употребляются слова “демоны” и “бесы”, а чаще говорят и пишут о “падших ангелах”, “ангелах Сатаны” и т.п.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“В противоположность язычникам, окружающим Израиль, этот народ верил в одного Бога. .. Это монотеистическое акцентирование не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге или Троице Отце, Сыне, Святом Духе.” (С.32)

“Ангелы - существа, наделённые способностями, превосходящими возможности людей, были сотворены для тесного общения с Богом. Обладая большой силой и повинуясь Божьему Слову, они исполняют волю творца как “служебные духи” (Евр.1:14). Обычно они невидимы, но Библия свидетельствует, что иногда они появляются в образе людей.” (С.113)

“Сатана желал иметь положение Бога... Тайное коварство Люцифера привело к тому, что многие ангелы усомнились в Божьей любви. Последовавшее за этим недовольство Божьим правлением привело к тому, что одна треть всех ангелов присоединилась к восстанию”. (С.113-114)

“Библия открывает, что кроме божественной природы, Христос имеет природу человеческую.” (С.53)

“Библия открывает, что Бог послал Своего Сына на землю, когда “пришла полнота времени” (Гал.4:4).” (С.49)

“Что совершило искупление?... Своей смертью Христос разрушил владычество греха... Он соделал доступной вечную жизнь всем кающимся грешникам”. (С.127)

Во второй слой (протестантский) входят учения, общие у адвентистов с другими протестантскими конфессиями: о всеобщем священстве, об оправдании одной верой, о Библии как единственном источнике вероучения, об обязанности мирян читать Библию и о их праве толковать её.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Все верующие являются священниками.” (С.159)

“Божье служение примирения показывает тщетность человеческих попыток получить спасение посредством дел закона. Понимание же божественной благости побуждает человека принять оправдывающую праведность, которая становится доступной для него через веру во Христа.” (С.131)

“ Адвентисты седьмого дня безоговорочно придерживаются реформаторского принципа “Соло скриптура!” - “Только Писание!” - согласно которому, Библия... считается единственным основанием для всякого учения.” (С.237)

“Освящённая жизнь - это не что иное, как ежедневное подчинение воли Божьему руководству и ежедневное следование Его учению, открывающемуся нам в изучении Библии и молитве”. (С.298)

В третий слой (специфически-адвентистский) вошли религиозные учения, сформулированные адвентистскими идеологами. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие семь: о втором пришествии Иисуса Христа, о крещении, о душе, о загробной жизни, о субботе, о санитарной реформе и о Вечере Господней.

Специфический слой. Учение о втором пришествии Иисуса Христа. В адвентизме, в отличие от других христианских конфессий, дается иной ответ на вопрос, когда будет второе пришествие. Православные, католические, лютеранские и другие христианские богословы считают, что время второго пришествия для людей - абсолютная тайна: неизвестны не только день и час, но и даже то, скоро это произойдет или через миллионы лет. Адвентисты согласны с тем, что день и час пришествия не открыты людям, но они уверены, что человеческое общество живет в “последние дни”, т.е. в дни кануна конца света. Другими словами, по убеждениям адвентистов, второе пришествие будет очень скоро.

От специфики этого учения и произошла первая часть названия конфессии. “Адвентус” по латыни - “пришествие”. Следовательно, слово “адвентисты” буквально означает “пришественники”, а по смыслу - “верящие в пришествие”.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Почти полное исполнение большинства пророчеств и само состояние мира свидетельствует о близости пришествия Христа.” (С.336.)

Специфический слой. Учение о крещении. Учение во многом совпадает с аналогичным учением в баптизме: веру надо выбирать сознательно, крестить можно только тех, кто уже “родился свыше” (т.е. уже стал верующим человеком), крестить следует через полное погружение в воду. Однако если баптисты настаивают на том, что крестить можно только взрослых (с 16 лет), то адвентисты допускают крещение подростков. Точной минимальной возрастной границы они не устанавливают, но практически крещение осуществляется не ранее чем с 12 лет.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Лишь при условии рождения свыше новообращённые могут присоединиться к Церкви... Принятие в члены Церкви следует именно за “рождением свыше”, а не за “появлением на свет”.” (С.204)

“Поскольку возраст человека не всегда адекватен его духовной зрелости, то одни могут принимать крещение раньше, другие позже, и поэтому невозможно определить минимальный возраст для крещения.” (С.205.)

Специфический слой. Учение о душе. Это учение является альтернативным тому учению о душе, которое содержится во многих других христианских конфессиях. Если в иных конфессиях душа считается независимой от тела, то адвентисты убеждены, что это не так: душа зависит от тела и без тела существовать не может. Если в других конфессиях полагают, что душа бессмертна, то адвентисты убеждены, что вместе со смертью тела, наступает и смерть души. Другое дело, что душа, как и тело, способна воскреснуть (вместе с телом, а не отдельно от него).

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Тело и душа нераздельны. Вместе они составляют неделимое целое. Душа не имеет сознания, существующего вне тела.”(С.95)

“ Душа не существует сознательно отдельно от тела, и ни один текст из Писаний не говорит, что душа продолжает жить как сознательная сущность после смерти. На самом деле: “Душа согрешающая, она умрёт!” (Иез..18:20)”. (С.356)

Специфический слой. Учение о загробной жизни Это оригинальное учение, в котором можно выделить четыре части. В первой части учения речь идет о времени начала загробной жизни. Представители других христианских конфессий убеждены, что загробная жизнь началась после смерти первого человека, которым был сын Адама и Евы Авель. Адвентисты думают, что всё ещё впереди: загробная жизнь начнётся только после второго пришествия Христа.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“В день Второго пришествия Христос возьмёт своих последователей на небо в приготовленные для них обители в Новом Иерусалиме.” (С.368)

Во второй части учения речь идёт о том, какие отделения существуют в загробной жизни. Большинство христиан (православные, лютеране, баптисты, пятидесятники и др.) уверены, что загробная жизнь делится на рай и ад. По мнению католиков, существует ещё и чистилище. По убеждениям адвентистов, в загробной жизни есть только рай. Что касается слова “ад”, которое в Библии звучит или как еврейское слово “шеол” или как греческое “гадес”, то им называется могила. Это не значит, что в раю Бог размещает всех без разбора: закоренелые грешники, конечно же, будут наказаны. Но как? Об этом в адвентистском вероучении идёт особый разговор.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Во многих английских переводах Библии слово “ад” употребляется для перевода древнееврейского “шеол” и древнегреческого “гадес”. Эти слова обычно обозначают могилу...” (С.371)

В третьей части учения речь идет о награде, которая ожидает праведников. В момент второго пришествия ранее умершие праведники будут воскрешены, а дождавшиеся Христа освобождены от смерти. Тела всех праведников будут обновлены. Сначала все праведники вознесутся на небо, где они будут блаженствовать тысячу лет. Затем райское блаженство продолжится на земле, и оно будет бесконечным.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“При Втором пришествии ... праведники будут воскрешены... Воскресшие праведники вместе с оставшимися в живых святыми (здесь слово “святые” употребляется как синоним слову “праведники”, - авт.) будут “восхищены... на облаках в сретение Господу” (1 Фес.4:17)... В день Второго пришествия, когда праведники встретятся с Господом ... , им предстоит отправиться на небо... В это время Христос не установит на земле царство славы. Он осуществит это в конце тысячелетнего периода.” (С.366.)

“Согласно Писанию, Бог обещает вечную жизнь только праведным” (С.327.)

“Из руин этой земли Бог произведёт “новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали” (Откр.21:1). С этой очищенной и воссозданной земли вечного дома искупленных Бог навсегда сотрёт печаль, боль, смерть.” (С.374.)

В четвёртой, заключительной части учения речь идёт о том наказании, которое ожидает Сатану, его ангелов и нераскаявшихся, закоренелых грешников. Иногда их именуют просто “грешниками”, держа эпитеты “нераскаявшиеся” и “закоренелые” в уме. Употребляется в адвентизме также термин “нечестивые” (“нечестивцы”): в узком значении для обозначения тех же нераскаявшихся грешников, в широком для обозначения всех сил зла - Сатаны, его ангелов и нераскаявшихся грешников. Сатана и его ангелы будут осуждены сначала на пребывание в течение тысячи лет на опустошённой и необитаемой земле, а потом уничтожены. Нечестивые, умершие до второго пришествия, останутся невоскрешёнными, остальные умрут в момент второго пришествия. Через тысячу лет все нечестивые будут воскрешены, им будет объявлено, что они не заслужили вечной жизни. И они умрут вторично, теперь уж навсегда.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Плата за грех - смерть , а не вечная жизнь в аду.” (С.372)

“Христос возвращается... Живые грешники уничтожены (умершие грешники остаются в могилах).” (С.366)

“Тысячелетнее царство - это промежуточный период между первым и вторым воскресением, когда Христос и его искупленные находятся на небе. В течение этого времени совершается суд над тем, кто умер без покаяния во грехах. На опустошённой земле, оставшейся без населявших её людей, будет находиться сатана (в адвентистской литературе принято имя главного падшего ангела писать с маленькой буквы, - авт.) со своими ангелами. По окончании этого времени с неба на землю сойдёт Христос со Своими спасёнными и опустится Святой Город. Затем последует второе воскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Таким образом, вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников. Они вместе с сатаной и его ангелами окружат Святой Город - но огонь от Бога уничтожит их и очистит землю.” (С.364)

“Зачем Богу воскрешать этих людей только для того, чтобы затем опять истребить? Во время тысячелетнего царства все искупленные имели возможность убедиться в справедливости Божьего отношения к каждому сознательному существу во вселенной. Теперь сами погибающие, включая сатану и его ангелов, признают справедливость путей Божьих.” (С.370)

“Сразу после оглашения приговора сатана, его ангелы и люди, последовавшие за ним, подвергнутся наказанию. Они должны умереть вечной смертью... Из контекста всей Библии видно, что эта “смерть вторая” (Откр.21:8), которой подвергнутся нечестивые, означает их полное уничтожение. А как же тогда быть с теорией о вечно пылающем аде? Внимательное исследование показывает, что Библия не учит о таком аде или о бесконечном мучении.” (С.371)

Голос истины, 1926, N 9-10.

“Мысль о вечном мучении грешников несовместима с учением христианства о любвеобильном, милосердном Боге. Неужели правда может быть так, что Бог будет бесконечно мучить тех, кто в течении своей кратковременной жизни оскорблял Его? Он, конечно, должен наказать нарушителя закона, ибо справедливость этого требует, но не мучить его вечно в пожирающем огне. В противном случае учение, что Бог - любовь и милосердие - пустые слова”. (С.42)

Специфический слой. Учение о субботе. Суббота, по учению адвентизма, - это день общения с Богом. Началом субботы является вечер того дня, который в миру называют “пятницей”, концом - вечер следующего дня. Работа в это святое время - большой грех.

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“ Все заповеди Декалога очень важны, и ни одной из них пренебрегать нельзя. Однако Бог из всех других выделил заповедь о субботе.” (С.261.)

“Эта заповедь делит неделю на две части. Бог дал человеку шесть дней, чтобы “трудиться и делать всякие дела”, но в седьмой день “не делай никакого дела” (Исх.20:9,10). “Шесть дней” по заповеди - это рабочие дни , а “седьмой день” - день покоя.” (С.262.)

“Она (суббота, - авт.) предоставляет время для общения с Богом через богослужение, молитву, пение, изучение Слова, размышление о Нём, и через свидетельство Евангелия другим.” (С.266.)

А.В.Белов. Адвентизм. М., 1973.

В предписаниях адвентистов седьмого дня говорится о том, что уже в пятницу надо привести в порядок одежду, ибо в субботу верующие обязаны быть одеты по-праздничному. В пятницу же следует приготовить пищу на будущий день, так как заниматься какими бы то ни было делами в субботу - грех.” (С.112.)

Архив.... Фонд “Протестантизм - Адвентизм”. Дело 3. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 13 декабря 1999 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины АСД О.Н.Арефьева.

“НИКИТИН:

- У иудеев в субботу тоже нельзя работать. Но что понимать под работой? У иудеев, например, нельзя водить свою машину, ездить на общественном транспорте, подогревать пищу, нажимать на кнопку лифта. А у вас?

АРЕФЬЕВ:

- В субботу нельзя работать на государственных и частных предприятиях и учреждениях. Нельзя выполнять домашнюю работу: убирать квартиру, стирать, готовить пищу и т.п. Но подогревать пищу можно, водить свою машину (не на работе) можно, ездить на общественном транспорте можно и тем более можно нажимать на кнопку лифта.

НИКИТИН:

- Когда начинается суббота?

АРЕФЬЕВ:

- Суббота начинается в пятницу после захода солнца. У нас даже есть проверочный тест. Например, приходит к нам человек и говорит: “Я адвентист”. Спрашиваем: “Когда начинается суббота?” Он отвечает: “С 12 часов ночи”. Всё. Значит, он не адвентист.” (Лист 1)

Специфический слой. Учение о санитарной реформе. Так назвала это учение Елена Уайт. В нём две части. В первой части этого учения излагается некоторая совокупность гигиенических требований, во второй - содержатся определённые пищевые запреты. Вероучение предписывает всем адвентистам заниматься активной физической деятельностью, больше бывать на солнце и на свежем воздухе, чаще омывать своё тело водой, категорически исключить из своей жизни употребление наркотиков, табака и алкогольных напитков. Впрочем отношение к алкогольным напиткам уже является моментом не только первой, но и второй части учения.

Пищевые запреты у адвентистов в двух моментах совпадают с теми запретами, которые существуют в иудаизме: они не употребляют в пищу мясо “нечистых животных” (свиньи, верблюда, тушканчика и др.) и питаются только обескровленным мясом (но слово “кашерное”- по отношению к мясу- адвентисты не употребляют). Однако у адвентистов нет запрета на одновременный приём мясной и молочной пищи. В то же время у адвентистов, по сравнению с иудаизмом, есть дополнительные запреты. Это, прежде всего, запрет на алкогольные напитки. И в этом смысле адвентисты - абсолютные, стопроцентные трезвенники. Запрещается также употребление кофе. Вопрос о возможности пить чай - окончательно не решён. Одни адвентисты считают, что в чае есть наркотические вещества и поэтому отказываются от его употребления. Но есть и такие, которые считают, что чай - это безвредный напиток.

В отдельных общинах имеются некоторые дополнительные запреты. Например, есть такие общины, где запрещено употреблять в пищу продукты, которые содержат в себе одновременно сахар и молоко (сгущенное молоко с сахаром, мороженое и т.п.).

А.В.Белов. Адвентизм. М., 1973.

“Важным моментом в пропагандистской деятельности адвентистов седьмого дня явилась так называемая санитарная реформа. Основанием для неё послужило видение Е.Уайт, в котором явившиеся ей ангелы возвестили по веление Бога “своим верным чадам” вести “здоровую христианскую жизнь”. (С.37.).

Архив.... Фонд “Протестантизм - Адвентизм”. Дело 3. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 13 декабря 1999 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины АСД О.Н.Арефьева.

“НИКИТИН:

- Что адвентистам запрещено употреблять в пищу?

АРЕФЬЕВ:

- Запрещены алкогольные напитки. Запрещено есть мясо нечистых животных. О том, какие животные являются нечистыми, сказано в Библии (Левит, глава 11). Мясо надо есть обескровленное. Нельзя пить кофе и чай.

НИКИТИН:

- Но ведь в Библии нет запрета на кофе и чай?

АРЕФЬЕВ:

- В Библии запрета нет, но было откровение, которое получила Елена Уайт. Употребление этих напитков вредно для здоровья. Но за нарушение этого запрета мы не исключаем из общины, хотя и осуждаем нарушителей.

НИКИТИН:

- А вот у иудеев есть запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи. Например, у них нельзя есть пельмени со сметаной. А у вас?

АРЕФЬЕВ:

- У нас такого запрета нет. Пельмени со сметаной есть можно.” (Лист 1)

Специфический слой. Учение о Вечере Господней. “Вечеря Господня” - так адвентисты называют в своей литературе обряд, который в одних христианских конфессиях именуется “причащением”, в других - “хлебопреломлением”. Впрочем в устном общении для названия обряда используется также и термин “хлебопреломление”. Главная идея обряда - та же, что и у баптистов: идея воспоминания. Совершая обряд, адвентисты, как и баптисты, вспоминают о страданиях Христа, об его истерзанном теле и о пролитой им крови. Хлебопреломление для всех членов конфессии, как и у православных, проводится под двумя видами. Хлеб для обряда, как и у католиков, изготавливается из пресного теста. Однако в обряде имеются некоторые новые моменты.

Во-первых, в хлебопреломлении можно участвовать подросткам (если над ними совершён обряд крещения). Во-вторых, адвентисты вместо вина вкушают виноградный сок. В-третьих, обряд вкушения хлеба и сока проводится в адвентистских общинах не 13 раз, как у баптистов, а 4 раза в году: в одну из суббот квартала (чаще всего в последнюю субботу квартала, но по решению общины Вечеря Господня может совершаться и в какую-либо иную субботу). И, в-четвёртых, вкушению хлеба и сока у них обязательно предшествует омовение ног: верующие в знак смирения и взаимной любви поочередно моют ноги друг другу. При этом мужчины омывают ноги мужчинам, а женщины - женщинам.

Устав Союза Адвентистов Седьмого Дня в РСФСР. Принят на Всероссийском съезде АСД, ноябрь 1986 г. г.Тула.

“3. Служение Вечери Господней в общинах и группах АСД совершается по установленной многолетней традиции Церкви в последнюю субботу каждого квартала. Перед участием в Вечере Господней совершается обряд ногоомовения.” (С.2.)

В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993.

“Пасхальный хлеб, который ел Иисус, был пресным, а плод виноградной лозы - неперебродившим. Закваска (дрожжи), вызывающая брожение, считалась символом греха. Поэтому хлеб из квасного теста не мог представлять Агнца, “непорочного и чистого” (1 Петр.1:19). Только пресный или “бесквасный” хлеб мог символизировать безгрешное тело Христа. Точно так же только неиспорченный плод виноградной лозы, неперебродившее вино, символизирует безупречное совершенство очищающей крови Спасителя.” (С.214.)

Социальное служение. Как и другие христианские конфессии, адвентисты ставят перед собой задачи социального служения. И в этом плане у адвентистов России есть две особенности. Первая особенность - это эффективность Церкви АСД в сфере благотворительности. В расчете на одного представителя религиозной организации эта конфессия, на наш взгляд, даёт наиболее высокую отдачу. Так, адвентисты Санкт-Петербурга в 1992-1995 годах передали в научно-исследовательские институты, больницы, поликлиники, детские дома города, в органы городского управления (для распределения среди нуждающихся) большое количество медицинского оборудования, медикаментов, одежды и продуктов. Эти пожертвования всего лишь одному городу представляют собой в переводе на деньги около четырехсот тысяч долларов. В селе Желобино Тульской области адвентисты построили школу-интернат для детей из детского дома. В ряде городов адвентисты содержат бесплатные столовые для нуждающихся. Камерный хор Церкви АСД выступает с концертами в разных городах России, а заработанные деньги перечисляет в детские дома. На средства церкви в Москве открыта клиника здоровья, в Рязани клиника для детей, больных церебральным параличом1.

Вторая особенность - конкретная помощь сельскому хозяйству нашей страны через специфическую организацию деятельности адвентистской духовной академии. Здесь создан сельскохозяйственный факультет, на котором готовят овощеводов, специализирующихся на выращивании экологически чистых культур. Обучение ведется по оригинальной методике доктора Миттлайндера из США. До 1994 года он руководил обучением лично, в настоящее время факультетом руководят его ученики. Специалисты, окончившие этот факультет, с одного гектара собирают столько же продукции, сколько в среднем собирали в конце 80-х годов окружающие колхозы и совхозы с десяти гектаров. На этот факультет принимают не только адвентистов, но и фермеров, работников колхозов и совхозов, независимо от их отношения к религии. Как показала практика, сюда идут учиться и агрономы, уже имеющие высшее сельскохозяйственное образование. Сельскохозяйственный факультет выдает диплом, который признается Министерством образования России и международными образовательными учреждениями.

Истина и жизнь. Ежемесячный христианский журнал. Москва.1999. № 12.

“Зам. председателя комиссии по вопросам законности, правопорядка и делам военнослужащих Ленинградской области Н.Кашин обратился к руководству Северо-западного объединения христиан-адвентистов седьмого дня с просьбой принять участие в благотворительной акции “Земляки” в поддержку отбывающих в Чечню военнослужащих срочной службы - уроженцев области. За один день адвентисты укомплектовали 160 сухих пайков для солдат, которых, по словам Н.Кашина, “нечем было накормить до посадки на самолёт”. (С.2)



Hosted by uCoz