Глава 19. Пятидесятничество

Термином “пятидесятничество” в религиоведении обозначается некоторая совокупность христианских религиозных течений, которые объединяет вера в необходимость для верующих, кроме крещения водой, пройти также через “крещение Духом Святым”. Но кроме этого общего момента, между пятидесятническими течениями есть и различия - порой весьма существенные. Не случайно все пятидесятнические течения взяли себе дополнительные названия.

Скажем, есть такое течение - “Евангельские христиане в духе апостолов”, - сторонники которого тоже называют себя пятидесятниками, но в отличие от всех других верующих под этим же названием, они категорически отрицают античнохристианское учение о Троице. В то же время евангельские христиане в духе апостолов пропагандируют свой собственный, специфический вариант учения о Троице. “Нет единого Бога в трёх лицах, - говорили они нам, - но есть Иисус Христос в трёх проявлениях”. Что это такое, нам понять не удалось.

Это небольшое предисловие к главе мы написали для того, чтобы дать понять, что нельзя характеризовать вероучение пятидесятничества вообще (как нельзя характеризовать вероучение христианства вообще или протестантизма вообще), а надо анализировать конкретные пятидесятнические конфессии. В данной главе мы будем говорить о вероучении той пятидесятнической конфессии, которая является основной в России. Речь пойдёт о вероучении пятидесятников, которые называют себя “христианами веры евангельской”.

Исторические сведения. Пятидесятничество возникло в США в конце XIX века как второе крупное ответвление от баптизма (напомним, что первым крупным ответвлением от баптизма был адвентизм). В 1896 г. верующие одной из баптистских общин штата Тенесси, возглавляемой пресвитером Спелингом, стали молиться более напряжённо и более продолжительно, чем они это делали раньше. В результате многие члены общины во время молений неожиданно для самих себя стали произносить непонятные для всех (и для себя тоже) слова, которые они истолковали как чудо крещения Духом Святым, наподобие того, которое пережили апостолы в иудейский праздник Пятидесятницы. Иудеи в этот день празднуют дарование Богом Торы Моисею. Название праздника объясняется тем, что его отмечают на пятидесятый день после второго дня праздника иудейской Пасхи. Другое название этого же праздника - шавуот (от шавуа - неделя, ибо надо отсчитать семь недель от одного праздника до другого). Иудейская Пятидесятница совпала с пятидесятым днём после воскресения Христа.

Библия. Деяния Святых Апостолов. Глава 2. Стихи 1-4.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.”

Весть о “чуде” в общине Спелинга широко распространилась по стране и положила начало пятидесятническому движению.

Первая в России община пятидесятников возникла в Гельсингфорсе (сейчас - Хельсинки) в 1911 г. Этот город, столица Финляндии, в прошлом входил в состав России. Часть евангельских христиан под влиянием проповедей американского пятидесятника Смита приняла новое учение. Руководили первой российской общиной пятидесятников. А.И.Иванов и Н.П.Смородин. Эта община представляла конфессию, которая впоследствии приняла название “евангельские христиане в духе апостолов” (ЕХВДА).

Начало деятельности в России другой пятидесятнической конфессии - “õристиан евангельской веры” (ХЕВ) - связано с именем И.Е.Воронаева. В 1908 г. он стал баптистом, в 1912 г. эмигрировал в США, в 1919 г. вышел из баптистской церкви и основал в Нью-Йорке церковь русских пятидесятников. В августе 1921 г. И.Е.Воронаев вместе со своим помощником В.Р.Колтовичем прибыл в Одессу. Здесь он основал общину, которая в 1922 г. была зарегистрирована под названием “Одесская община христиан евангельской веры”.

Общины третьей пятидесятнической конфессии - “христиан веры евангельской” (ХВЕ) - появились в 1939 г., когда к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В этих регионах уже существовали общины ХВЕ. А первая община ХВЕ на территории, вошедшей поздней в СССР, была образована в селе Быковцы Тернопольской области в 1923 г.

В 30-е гг. в связи с репрессиями все пятидесятнические общины перешли на нелегальное положение. Репрессии ослабли в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. евангельские христиане и баптисты объединились в Союз евангельских христиан-баптистов(СЕХБ). В августе 1945 г. в это объединение вошли большинство общин ХВЕ и часть общин ХЕВ, в 1947 г. - большинство общин ЕХВДА (при этом сохранилось прежнее название объединения: Союз евангельских христиан-баптистов). Вхождение пятидесятнических общин в баптистское объединение давало им возможность легального существования. В то же время какая-то часть общин ХВЕ, ХЕВ и ЕХВДА, продолжали существовать автономно, а значит, и нелегально. В 50-60-е гг. в СССР прошла волна судебных процессов над руководителями и активистами нелегальных пятидесятнических общин. Одна часть таких процессов была проявлением гонений на религию, другая - справедливым наказанием за преступления, совершенные на религиозной почве.

Дело в том, что имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура “изгнания бесов” превращалась в мучительные истязания несчастных людей, подозреваемых в том, что в их теле находятся эти злые духовные существа. Кроме того, в ряде общин обряды превращались в истерические припадки, и отдельные верующие, находясь в сумеречном состоянии сознания, совершали уголовные преступления. Так, в состоянии припадка в 1959 г. в деревне Лыткино Калининской области пятидесятница Смирнова деревянным вальком убила одиннадцатимесячного внука1, а в 1960 г. в г. Житомире пятидесятник И.Лозко зарубил топором семимесячную дочь2. Изуверские обряды и истерические припадки одних верующих доводили до самоубийства, других приводили в психиатрические больницы. Религиозное изуверство было осуждено и трезво мыслящей частью пятидесятников. Так, например, в 1987 г. журнал “Наука и религия” опубликовал статью проповедника конфессии ХВЕ Бориса Зудермана, имевшего стаж пребывания в этой конфессии с 1953 года. В ней он категорически осуждал те факты изуверства, которые в некоторых общинах наблюдал лично.

 

Зудерман Б. Исповедь христианина веры евангельской. - В журнале: Наука и религия, 1987, N 4.

Даже мне, немало повидавшему и привыкшему к любым неожиданностям трудно без боли вспоминать факты, которые никак не делают чести руководителям моих единоверцев.

В 1974 году в Находке в доме Л.Галушкина я присутствовал на изгнании беса из Анатолия Седого. Происходило это следующим образом. Анатолию связали ремнём ноги, а Л.Юровский и хозяин дома, взяв его за руки, ставили на колени. Стоять на коленях вообще трудно, а сели учесть, что эта процедура длилась весь период молитв (молились с утра до вечера много дней подряд), то физически и невозможно. Анатолия держали за большие пальцы обеих рук и при попытках вырваться ему их выкручивали. Корчась от боли, тщетно взывал он о помощи. Десятки людей, сменяя друг друга, заглушая его крики, молились об “изгнании беса” .

Только моё вмешательство положило конец издевательствам. Позднее, когда я навещал Анатолия, он, показывая опухшие руки, чуть не плакал: “О, мой врач! Иди скорей ко мне, посмотри, что они сделали со мной!”

Со Светланой (фамилию за давностью лет не помню) поступили с ещё большей жестокостью: чтобы “бес вышел из неё”, её душили, сдавливая горло; с ужасом ожидала она очередной “молитвы об изгнании беса”. Результат не мог быть иным - несколько десятилетий она находится в психиатрической больнице.” (С.46)

Архив ... Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество” . Дело 2.Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 7 марта 1991 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины “Христиане Веры Евангельской” Ноготова Георгия Фёдоровича.

 

НИКИТИН:

- В 1962 году я присутствовал на судебном процессе в городе Даугавпилсе. Судили пресвитера общины Николая Эдуардовича Гируцкого и трёх активистов за то, что у них в общине обряды превращались в истерические припадки, и тем самым был нанесён ущерб здоровью людей. В частности один юноша и одна девушка оказались в психиатрической больнице. Я даже помню их имена: Виктор Самуш и Виктория Гудрик. Как Вы относитесь к таким молениям?

НОГОТОВ:

- Я знал Николая Эдуардовича Гируцкого, знал общину, где он был пресвитером. Они действительно молились очень шумно. К тому же отказывались от медицинской помощи. Я лично осуждаю такое поведение. В нашей общине молятся чинно и благопристойно. От медицинской помощи мы не отказываемся.” (Лист 1)

В 70-е гг. власти согласились на регистрацию автономных общин. Часть общин зарегистрировалась, другая посчитала регистрацию греховным действием и отказалась от неё. В 1988 г. нелегальные общины вышли из подполья.

Организация. По данным международного справочника “Религии мира” (Оксфорд, 1994, с.364) в мире в 1993 г. было около 22 миллионов пятидесятников. Но, как и в случае с баптистами, здесь подсчитаны только взрослые, без детей. Если учитывать и детей, то на 1993 год в мире было около 55 миллионов пятидесятников. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.812) в 1996 году в мире было 84 млн. пятидесятников (в источнике не указан способ подсчёта: с детьми или без детей). Регулярно (раз в два-три года) пятидесятники собираются на всемирные пятидесятнические конференции.

А много ли пятидесятников в России? На начало 1999 года в России были две организации христиан веры евангельской: Союз христиан веры евангельской-пятидесятников России (глава Союза: епископ Владимир Моисеевич Мурза) и Российский союз христиан веры евангельской-пятидесятников (глава Союза : епископ Сергей Васильевич Ряховский). В каждом из Союзов - более 1000 общин. Какая-то часть общин ХВЕ существовала автономно. Кроме того, существовали общины христиан евангельской веры и евангельских христиан в духе апостолов. По мнению лидера первого Союза В.М.Мурзы, в 1995 году всего в России насчитывалось более 100 тысяч пятидесятников1. По мнению лидера второго Союза С.В.Ряховского, на начало 1999 года в России было примерно 1,5 миллиона пятидесятников2. Нам представляются более близкими к истине цифры, названные В.М.Мурзой. Они согласуются с исследованием пастора протестантской конфессии “Евангелическая Русская Церковь” Е.Н.Недезельского, который пришёл к выводу, что в России в 1996 году всех протестантов вместе с “сочувствующими” было чуть более миллиона человек3.

Общая характеристика вероучения. В вероучении пятидесятничества четыре слоя. Первый - античнохристианский. В нём есть все девять религиозных учений, сформулированных античными христианами: о Библии, о сверхъестественных существах (о Троице, об ангелах, о бесах), о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о душе, о загробной жизни, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, о втором пришествии Иисуса Христа, об искуплении. Второй слой - протестантский (лютеранский). В него входят четыре религиозных учения, впервые сформулированные лютеранами: о всеобщем священстве, об оправдании одной верой, о Священном Писании как единственном источнике вероучения, об обязанности читать и праве толковать Библию. В третий - баптистский входят все три специфических религиозных учения баптистов: о крещении, о Боге, о хлебопреломлении. Словом, всё, что есть в вероучении баптистов, есть и в вероучении пятидесятников. Но в вероучении пятидесятников есть кое-что ещё. Это “кое-что ещё” называется специфически-пятидесятническим слоем вероучения. В этот четвёртый слой вероучения входят два специфических религиозных учения: о получении Духа Святого и о дарах Духа Святого.

Специфический слой. Учение о получении Духа Святого. Главная идея этого учения следующая: каждый верующий может и должен получить в своё тело Духа Святого. Для этого надо молиться так же горячо и самоотверженно, как это сделали апостолы в день Пятидесятницы. Первое в жизни получение Духа Святого пятидесятники называют крещением Духом Святым.

Таким образом, пятидесятники считают, что верующие для своего спасения должны пройти через два крещения: через водное крещение (его ещё называют Иоанновым крещением, ибо в Библии написано, что водой крестил приходящих к нему людей, а также и самого Иисуса Христа, пророк Иоанн, которого люди прозвали Крестителем) и через крещение Духом Святым.

День водного крещения после “рождения свыше” (то есть ощущения, что ты стал верующим) назначают люди, а день и момент крещения Духом Святым назначает Бог. Люди же должны горячо молиться и просить Духа посетить их. Требование обязательного крещения Духом Святым не означает отказа пятидесятников от общепротестантского принципа оправдания одной верой. Крещение Духом Святым обязательно для спасения, но в особом смысле. Спасает только вера, а крещение Духом Святым свидетельствует о наличии этой веры.

Глория Коупленд. Воля Божия - Дух Святой.Kenneth Copeland Publications, Texas, 1994.

“Павел спросил у Ефесян: “Приняли ли вы Святого Духа уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый”(Деян. 19:2). Они были крещены Иоанновым крещением. Павел сказал им, что Иоанн говорил верить в Иисуса. “Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать” (Деян. 19:5,6). В этом случае они были крещены в воде, а Павел возложил на них руки, чтобы они приняли Святого Духа.” (С.10-11)

Итак, по вероучению пятидесятников получение Духа Святого, хотя бы один раз в жизни, обязательно для спасения. Но как верующему узнать: побывал уже в его теле Дух Святой или его ещё там не было? На этот вопрос отвечает второе специфическое религиозное учение.

Специфический слой. Учение о дарах Духа Святого. Согласно главной идее этого учения, Дух Святой после пребывания в теле верующих оставляет в этом теле свои дары. Эти дары одновременно являются и знаками-свидетельствами получения верующими Духа Святого. Что же это за дары? На этот вопрос ответа в литературе пятидесятников мы не нашли. В устном же общении они обычно отсылали нас к Библии, а именно: к Первому посланию апостола Павла коринфянам. В двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой главах этого Послания называются следующие дары: мудрости, знания, исцелений, чудотворения, пророчества, говорения иными языками, истолкования языков. Но написанное в Библии требует своего истолкования. В литературе истолкования нет, а в устных беседах мы столкнулись с фактом разных и противоречивых ответов.

Главной, преобладающей линией в ответах была следующая. Обязательным даром Духа (в некоторых вариантах ответа: наиболее желательным) является дар говорения иными языками. Его называют ещё следующими синонимами: дар иных языков, дар иноговорения, дар глаголания на иных языках. Называют иноговорение также греческим термином “глоссолалия”.

Архив…Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество” . Дело 3. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 23 августа 1997 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины “Христиане Веры Евангельской” Ноготова Георгия Фёдоровича.

“НИКИТИН:

- Чем вы отличаетесь от баптистов?

НОГОТОВ:

- Они считают, что Дух Святой пребывает в них негласно, как бы тайно, без всяких даров.

НИКИТИН:

- Какие дары получают верующие от Духа Святого?

НОГОТОВ:

- Все дары хорошо описаны в Первом послании коринфянам в двенадцатой-четырнадцатой главах. Это может быть дар пророчества, дар знания, дар исцелений и другие дары.

НИКИТИН:

- Дар иных языков тоже даёт Дух Святой?

НОГОТОВ:

- Да. И о даре говорения на иных язЫках [Ударение сделано на гласную Ы,- В.Н.] пишет апостол Павел.” (Лист 1)

Что из себя представляют иные языки - это языки, существующие на земле или какие-то другие? Чаще всего нам говорили, что иные языки не имеют аналога на земле, это не какие-то иностранные языки, а особые языки, предназначенные для разговора с Богом. Но некоторые верующие утверждали, что в иноговорении могут иметь место и иностранные языки, существующие на земле.

А что представляет из себя иноговорение по своей природе? С точки зрения самих пятидесятников, это чудесное психическое состояние, которое Бог дарует верующим людям. С точки зрения неверующих врачей, иноговорения бывают двух видов. Первый вид - иноговорение как результат большого нервного возбуждения. Таковым является, как правило, первое в жизни верующих иноговорение, которое на языке пятидесятников называется “крещением Духом Святым”. Первый вид иноговорения, по словам неверующих врачей, является болезненным физиологическим процессом, это особая форма истерического припадка, проявлением которого является речевая деятельность без её контроля сознанием. Второй вид - иноговорение как автоматическое воспроизведение звуков и слов, произнесённых ранее при крещении Духом Святым. Дело в том, что при этом крещении в коре головного мозга возникают и закрепляются нервные связи. Они-то и обеспечивают автоматическое воспроизведение так называемого иноязыка при индивидуальном и недолгом молении. Второй вид иноговорения не носит такого болезненного характера как первый. Но второй вид без первого не бывает.

То, что верующие принимают за слова особого языка, по мнению неверующих врачей, является набором звуков, которые не имеют смысла. В то же время, говорят они, в этот набор звуков могут включаться отдельные слова из иностранных языков, но обязательно такие слова, которые верующие когда-либо и где-либо слышали. Опасны ли иноговорения для здоровья? Это зависит от того, говорят врачи, насколько они интенсивны и насколько часто повторяются.

Примиритель, 1994, N 3.

“Мы верим, что крещение Духом Святым происходит со знамением иных языков; знамение иных языков является проявлением Духа Святого.”(С.7)

И.В.Подберезский. Быть протестантом в России. М., 1996.

“Каково точное название вашего религиозного объединения? - задал я свой традиционный первый вопрос Владимиру Моисеевичу Мурзе, одному из руководителей российских пятидесятников.

- Наше наименование - христиане веры евангельской, в просторечии - пятидесятники. Владимир Моисеевич - председатель Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) России.

Название “пятидесятники” идёт от цитировавшихся уже стихов из “Деяний апостолов” о нисхождении Духа Святого на апостолов, после чего они заговорили на иных языках. Свою историю пятидесятники ведут от дня Пятидесятницы. Что до говорения языками (“глоссолалия”), то как раз оно, равно как и непонятное для других поведение, вызванное, как утверждают сами христиане веры евангельской, нисхождением Духа Святого, играет в пятидесятничестве решающую роль.

Но именно глоссолалия и поведение пятидесятников во время богослужения, будем говорить прямо, иногда вызывает неприятие, в том числе и у нас, баптистов, их самых “близких родственников”.

Помимо святого водного крещения у пятидесятников признаётся ещё крещение Духом Святым. “Мы верим в крещение Духом Святым со знанием языков, - объяснял В.М.Мурза, - на основании Евангелия от Иоанна глава 14, глава 16 и Деяний апостолов первая и вторая глава”.

- Скажите, пожалуйста, а вот глаголание на иных языках, или, как его ещё называют, глоссолалия, - у вас случается во время богослужений? Нисходит Дух Святой и действительно говорят на разных языках? Как часто это бывает?

- Да, у нас говорят на разных языках... Если человек молится вдохновенно, то глаголание возможно. И это доказательство, что данный человек крещён Духом Святым.” (С.238-240)

Архив... Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество”. Дело 1. Записи, сделанные на судебном процессе в г. Даугавпилсе в ноябре 1962 г. Записал В.Н.Никитин.

“Из выступления Ланды Любовь Исаковны, эксперта, врача:

- Глоссолалия - это произнесение в состоянии экстаза звуков и сочетаний, лишённых смысла. В основе глоссолалии лежат истерические механизмы. А в основе иноговорения Ивановой был не экстаз, а повторение неоднократно имевшего места иноговорения.” (Лист 2)

Атеистический словарь. М., 1985.

“Глоссолалия (от греч. glossa - язык, речь и lalia - болтовня, пустословие) - “говорение на иноязыках”, патологическое явление, состоящее в бессмысленном выкрикивании верующими различных нечленораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых молений...” (С.108)

Среди даров Духа Святого почётное место занимает дар видений (о котором, кстати, никакого упоминания в Первом послании коринфянам нет). Термин “видения” понимается широко: и то, что можно видеть, и то, что можно слышать. Тот, кто имеет этот дар, по уверениям пятидесятников, видит то, что не видят другие (Иисуса Христа, летающего голубя и др.) и слышит то, что не слышат другие (голос Христа, голос ангела и др.). Под видениями, как и под иноговорениями, сами пятидесятники опять-таки понимают чудесное психическое состояние, подарок самого Бога. А неверующие врачи полагают, что это галлюцинации, в которых большую роль играют внушение и самовнушение.

Архив... Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество” . Дело 1. Записи, сделанные на судебном процессе в г. Даугавпилсе в ноябре 1962 г. Записал В.Н.Никитин.

“Из показаний Пинка М.Я.:

- Анашко сказал, что видит видение: у баптистов собачьи головы.

Из показаний Пабержа.:

- В Бигосово пятидесятников было человек 200. Три дня молились с небольшими перерывами. У Марии Кирченко было видение: по комнате летал голубь и сел Гируцкому на плечо.

Из выступления Ланды Любовь Исаковны, эксперта, врача:

- Видения, которые имели место у пятидесятников, - это галлюцинации, это расстройство восприятия, когда люди видят или слышат то, чего нет.” (Лист 2)

Зудерман Б. Исповедь христианина веры евангельской. - В журнале: Наука и религия, 1987, N 4.

“В Белоруссии епископ П.Ф.Дубинин рассказывал мне о таких видениях, которые в миру называют порнографией.” (С.47)

Одним из даром духа считается дар пророчества, под которым понимается, в первую очередь, способность предвидеть будущее. Но не только. Тот, за кем признано существование такого дара, объясняет также прошлое и настоящее, обличают пороки в среде верующих.

Зудерман Б. Исповедь христианина веры евангельской. - В журнале: Наука и религия, 1987, N 4.

“Мне довелось быть в общинах ХВЕ Сибири, Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Москвы, Дальнего Востока. Несмотря на большое их разнообразие (в одном городе может быть 3-5 и более враждебно настроенных друг против друга общин), всех их объединяет одно изобилие “пророков”. Община из ста человек может иметь 10-20 официальных и неофициальных “пророков”; в общине из 10-20 верующих “пророками” могут быть все.” (С.42)

“В Находке хорошо знают пророчицу Веру “Магаданскую”... Вдруг во время молитвы раздаётся громкий вопль: “Ой-ой-ой!”. На коленях она ползёт через комнату, голова её неестественно наклонена вбок; грубо, локтями пробивает себе проход среди единоверцев, подползает к кому-то и с гневом заявляет: “Я дал тебе великий дар. Как ты мне служишь? Накажу...” Затем высоко прыгает возле него на коленях. Зрелище ужасное. Удары коленей сотрясают пол, всё происходит как во сне, вызывая ощущение нереальности. Однако на психику верующих это действует очень сильно.” (С.46)

Дар исцелений признаётся за теми верующими, кто способен вылечить больного без лекарств, без медицинских процедур одними молитвами. У некоторых верующих община признаёт существование дара толкования. Дар толкования проявляется в переводе иноговорений на родной язык верующих и в объяснении непонятных видений.

Архив... Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество” . Дело 1. Записи, сделанные на судебном процессе в г.Даугавпилсе в ноябре 1962 г. Записал В.Н.Никитин.

“Во время судебного процесса свидетельница Мария Иванова произнесла иноговорение. А.А.Анашко истолковал его:

- Это Дух Святой сказал её голосом, что этот суд неправедный, но скоро будет праведный суд.” (Лист 2)

Что касается дара мудрости и дара знаний, то в литературе мы не нашли никакого объяснения их содержанию, а в устном общении объяснения были очень разными. Один из вариантов этого объяснения: дар мудрости и дар знаний - этот один и тот же дар, сформулированный разными словами. Другой вариант - оба дара являются составными частями дара пророчества: пророк обязательно должен обладать знаниями и мудростью. Кроме того встречались и такие объяснения дара мудрости: дар мудрости у того, кто хорошо разбирается в Библии; даром мудрости обладает тот, кто прослезился во время молитвы, ибо слёзы означают, что мудрость Божия посетила его.

Пятидесятники и закон. Закон Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях”, вступивший в законную силу 1 октября 1997 года, в статье 14-й в качестве одного из оснований для запрета на деятельность религиозной организации в судебном порядке называет нанесение ущерба здоровью граждан. Не попадают ли пятидесятники под эту статью?

Думается, общего ответа на этот вопрос нет. Всё зависит от того, какого рода моления и обряды практикует та или другая конкретная религиозная община. Есть общины, которые не нарушают закона, но есть и другие.

Архив…Фонд “Протестантизм - Пятидесятничество” . Дело 3. - Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 23 августа 1997 г. у пресвитера Санкт-Петербургской общины “Христиане Веры Евангельской” Ноготова Георгия Фёдоровича.

“НИКИТИН:

- Я несколько раз был в вашей общине на молитвенных собраниях. У вас молятся спокойно, без истерики. Но говорят, что в городе есть и другие общины пятидесятников, где молятся очень шумно. Вы что-нибудь знаете о них?

НОГОТОВ:

- Есть в городе общины, которые называют себя пятидесятниками. Их моления не соответствуют тому, что написано в Слове Божием, чтобы всё было чинно и пристойно. А они и кричат, и хлопают в ладоши, и хохочут. А у некоторых и по полу валяются. Тут происходит много безобразного. Наши молитвенные собрания посещал уполномоченный по культам Григорий Семёнович Жаринов. Он сказал: “Мне у вас понравилось”. А я ему сказал, что мы нисколько не изменяем своего служения в его присутствии: как служили без него, так служим и при нём. Закон надо соблюдать.” (Лист 3)

ВОПРОСЫ К ПЯТОМУ РАЗДЕЛУ

1. Где и когда возникли православие, католицизм лютеранство, баптизм, адвентизм, иеговизм (религия Свидетелей Иеговы), пятидесятничество?

2. Чем можно объяснить названия христианских конфессий: православие, католицизм, лютеранство, баптизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, пятидесятничество?

3. Сравните учения о посредничестве духовенства (в православии и католицизме) и учение о всеобщем священстве (в лютеранстве, баптизме, адвентизме, иеговизме и пятидесятничестве). Чем они отличаются друг от друга?

4. Сравните уче6ия о факторах спасения в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме, адвентизме, иеговизме и пятидесятничестве. Чем они отличаются друг от друга?

5. Сравните учения об источниках вероучения в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме, адвентизме, иеговизме и пятидесятничестве. Чем они отличаются друг от друга?

6. Сравните учения об отношении верующих к Библии в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме, адвентизме, иеговизме и пятидесятничестве. Чем они отличаются друг от друга?

7. Сравните учения о загробной жизни в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме, адвентизме, иеговизме и пятидесятничестве. Чем они отличаются друг от друга?

8. Как православные, католики и лютеране отвечают на вопрос, от кого исходит Дух Святой?

9. Чем католическое учение о составе Священного Предания отличается от православного учения о составе Священного Предания?

10. С какими именно двумя ограничениями римский папа по вероучению католиков считается непогрешимым?

11. Сравните учения о вкушении хлеба и вина в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме и пятидесятничестве. Чем они отличаются друг от друга?

12. Сравните учения о Вечере Господней в адвентизме и иеговизме. Чем они отличаются друг от друга?

13. Какие три обязательных условия крещения содержатся в вероучении баптистов?

14. Чем учение о втором пришествии Иисуса Христа у адвентистов отличается от этого же учения у православных, католиков, лютеран, баптистов и пятидесятников?

15. Что Свидетели Иеговы понимают под вторым присутствием Христа?

16. По учению свидетелей Иеговы в 1914 году произошли три важных сверхъестественных события. Какие?

17. Пятидесятники учат, что каждый верующий должен креститься Духом Святым. Что они под этим крещением понимают?

18. Какие христианские конфессии из названных семи (православие, католицизм, лютеранство, баптизм, адвентизм, иеговизм, пятидесятничество) разрешают рисовать Бога-Отца. А какие не разрешают?

19. В газете сообщили, что художественную выставку посетили жёны трёх священников: православного католического и лютеранского. В этом сообщении были сделаны две ошибки. Какие?

20. Православный священник может быть женатым, но не может жениться. Как это понимать?

 

 



Hosted by uCoz