Глава 2. Что такое религия.

На религию можно “посмотреть”: о религии можно рассуждать. Сначала посмотрим на религию глазами двух авторов.

Угринович Д.М. У истоков искусства и религии.- В журнале: Наука и религия. 1981. N 12.

Автор описывает событие, характеризующее религию во второй половине XIX века у индейцев племени манданов.

“Бизоний танец они устраивали тогда, когда бизоньи стада удалялись от стойбищ индейцев. Танец преследовал цель вернуть добычу, обеспечить успех на охоте. В каждом туре пляски участвовали от пяти до пятнадцати индейцев. В руках - оружие. Танец, изображающий охоту, длится непрерывно две, а то и три недели: пока не появятся бизоны. Танцоры сменяют друг друга. Когда кто-либо из танцоров устаёт, он падает, подражая бизону, и в него пускают стрелу с затупленным наконечником. Присутствующие за ноги оттаскивают упавшего из круга и копируют свежевание бизона.” (С.40)

Закруткин В. Письма из Африки. - В журнале: Знамя. 1967. N 9.

Автор описывает событие: характеризующее религию, которая называется исламом. Речь идёт о мусульманах (так называют сторонников ислама) Гвинеи в 60-х гг. нашего века. Празднуется окончание поста.

“Утром гвинейцы в праздничных национальных одеждах стекаются на стадион... В 9.00, когда ярко-зелёное поле и красные беговые дорожки заполнились десятками тысяч людей, началась молитва. Пёстрые пятнышки на зелёном фоне вдруг прекратили хаотическое движение. Все опустились на колени. Наступила звенящая тишина. Тридцать тысяч человек - и вдруг абсолютная тишина: минута полной тишины. Потом взрыв: могучий бас, усиленный репродукторами, нараспев, растягивая гласные, произносит два слова: “Алла акбар” (“Аллах велик). Пятнышки перегруппировываются. Чёрных голов не видно: все уткнулись лицом в землю. И снова минута тишины. Потом снова голос из репродукторов тянет нараспев слова молитвы. Потом земные поклоны. Тридцать тысяч действуют как один человек. Молитва длится около сорока минут.

Странно это выглядит: роскошный стадион, за ним высится современное стеклянное здание института, белесое небо прочерчивает серебряная точка реактивного самолёта, молитву разносят современные мощные усилители. А внизу тридцать тысяч празднично одетых людей, распростершись на зелёном поле: молят о чём-то Бога...” (С.205-206)

Какое определение дают религии служители культа и историки-материалисты? Здесь мы сталкиваемся с таким положением, что на этот и многие другие вопросы, связанные с характеристикой различных сторон религии, верующие и неверующие отвечают по-разному. От имени верующих обычно говорят служители культа и богословы (так называют авторов религиозных книг и пропагандистов религиозных идей). От имени неверующих обычно говорят историки-материалисты и естествоиспытатели-материалисты (далее для краткости мы будем писать: “историки” или “естествоиспытатели”). Мы познакомим вас с обеими точками зрения.

Служители культа определяют религию следующим образом: религия это связь верующих с Богом. Латинское слово “религио” образовано от глагола “религарэ”- связывать. Поскольку верующие убеждены, что религия связывает их с Богом, постольку они и назвали этим словом данное духовное явление. Такие определения, которые идут от исходного, первичного значения слова называют этимологическими (от греческих слов “этимон” исходное слово и “логос” учение). Остальные моменты в данном определении не требуют разъяснений. Из опыта своей жизни вы знаете, что верующие - это люди которые верят в существование Бога, что Бог - это сверхъестественное существо, которое создало мир и управляет им и что свою связь с Богом верующие осуществляют через мысли, чувства и обряды.

Историки дают несколько определений религии. Два из них являются основными. При выделении самого главного в религии историки определяют религию следующим образом: религия - это синтез веры в сверхъестественное с обрядами, адресованными сверхъестественному. Один из важных моментов этого определения указание на то, что религия, как минимум, состоит из двух частей: из веры и обрядов. Определения, которые указывают на основные части изучаемого явления, называют структурными. Приведённое выше определение это типичное структурное определение.

В любую религию входят “вера” и “обряды”. Но во многие религии входит и нечто другое: организации людей, нравственные взгляды и т.д. Чтобы охватить определением все элементы, которые есть или могут быть у религии, следует использовать понятие “деятельность”. Понятие деятельности является наиболее всеобъемлющей характеристикой социальной жизни. Религию в этом случае можно определить как деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное.

Определения религии, данные историками, нуждаются в объяснении. Ключевые слова, или категории, которые надо объяснить, это “вера”, “сверхъестественное” и “обряды”. Начнем мы со слова “сверхъестественное”.

Что такое сверхъестественное? Сначала обратимся к истории слова естественное. Оно является производным от слова “естество”. До XVIII века включительно слово “естество” употреблялось часто и являлось синонимом слову “природа”. Сейчас само слово “естество” употребляется редко, но часто употребляются производные от него: “естествознание”, “естествоиспытатели”, “естественно”, “естественные” (науки) и “сверхъестественное”. Отсюда следует, что слово “сверхъестественное” является синонимом слову “сверхприродное”. А слово “сверхприродное” нам кое-что уже объясняет и подводит к определению сверхъестественного.

На вопрос, что такое сверхъестественное, и служители культа, и историки отвечают одинаково: сверхъестественное - это явления, которые не подчиняются законам природы. К сверхъестественным явлениям относятся в частности Бог, ангелы, бесы, рай, ад, чудеса и т.п. Однако служители культа и историки по- разному отвечают на два другие вопроса. Возможно ли сверхъестественное? Существует ли оно? Служители культа: да, возможно, да, существует. Историки: нет, невозможно, нет, не существует. С точки зрения служителей культа, сверхъестественное существует реально. С точки зрения историков, сверхъестественное существует лишь в воображении людей.

Сверхъестественные явления, которые существуют реально или в воображении (в виде представлений о сверхъестественном), можно разделить на четыре основных группы (одновременно это и виды сверхъестественных явлений).

Первая группа: сверхъестественные существа. Это нечто сверхъестественное живое. Главное сверхъестественное существо в единобожных (монотеистических) религиях - Бог. Ему помогают ангелы. В многобожных (политеистических) религиях существует вера в существование множества богов. Стараются навредить Богу (или богам), ангелам и людям демоны (в христианских религиях их называют также бесами). К сверхъестественным существам относятся также бессмертные души людей. В некоторых религиях их называют духами. Например, спириты (подробно о них пойдет речь позже), желая поговорить с душами умерших знаменитых людей, собираются вместе, держат руки над фарфоровым или фаянсовым блюдечком и восклицают: “Вызываем дух Пушкина!”, “Вызываем дух Наполеона!”, “Вызываем дух Шекспира!” и т.д.

В некоторых религиях признаётся существование сверхъестественных животных. Последователи религии, которая называется иудаизмом, верят в существование Левиафана. По убеждениям иудейских служителей культа, Левиафан - это огромная рыба (её длина более 500 километров), которая живет в раю. Мусульмане верят в существование Бурака. Мусульманские служители культа говорят, что Бурак - это животное с телом великолепного коня, с крыльями могучего орла и с лицом прекрасного человека (правда, остаётся неясным, это лицо мужчины или женщины). В ряде религий говорится о существовании некоторых других сверхъестественных существ. С ними мы познакомимся в ходе нашего путешествия по религиям и странам.

Вторая группа сверхъестественных явлений: сверхъестественные регионы. Это некие сверхъестественные территории. Таких территорий в религиозных верованиях упоминается не очень много. Главные, наиболее часто упоминаемые сверхъестественные регионы - рай и ад. Рай - это место для блаженства праведников (сторонники одних религий считают такое блаженство вечным, других временным), ад - место для мучений (вечных или временных) грешников. Есть и такие религии, сторонники которых убеждены в существовании некоторых других сверхъестественных “стран” Так, католики верят, что, кроме рая и ада, существует еще и чистилище. Чистилище - это такое место, где его обитателей, как и в аду, подвергают мучениям. Однако эти мучения носят временный и очищающий характер. Отбыв в чистилище назначенный Богом срок, души людей переправляются в рай.

Все буддийские конфессии верят в существование нирваны. Нирвана - это, с одной стороны, состояние вечного блаженства, а, с другой стороны, место, где это состояние переживается. Блаженство в нирване лишено чувственного характера. В чём же оно состоит? Это тайна. Чтобы её узнать, надо туда попасть. Такое направление буддизма, как ламаизм, пропагандирует существование еще одной сверхъестественной страны, - Шамбалы. Шамбала - это страна на небе, где живёт особое войско. В нужный момент по сигналу богов войско спустится на землю и начнёт здесь священную войну против неверных.

В первобытных религиях имелось представление о существовании особого региона - “страны мертвых”. Это и не страна, где награждают за праведную жизнь, и не место, где карают за грехи. Это просто продолжение земной жизни в новом “географическом пункте”.

Третья группа сверхъестественных явлений: сверхъестественные процессы. Для обозначения сверхъестественных процессов в русском языке существует особое слово: чудеса. Чудеса составляют самую многочисленную группу сверхъестественных явлений. Само существование сверхъестественных существ и сверхъестественных регионов уже чудо. Множество чудес творят боги, ангелы, бесы, люди, наделённые сверхъестественными способностями. О чудесах рассказывают священные книги разных религий. Довольно много рассказов о чудесах в Библии. На некоторых из них мы остановимся чуть ниже.

Вообще вера в существование чудес - это минимум религии. Есть религии, сторонники которых не верят в существование сверхъестественных существ и сверхъестественных объектов (мы с ними познакомимся уже в следующей главе учебника), но нет таких религий, в которых нет веры в чудеса. И вера индейцев-манданов, что их танец поможет удачной охоте на бизонов, и вера мусульман, что их молитвы на празднике в честь окончания поста (он называется: Курбан-Байрам) помогут решить их жизненные проблемы - это вера в чудеса.

И четвертая группа: сверхъестественные свойства естественных объектов. Например, игральные карты это в целом естественные объекты. А вот свойство игральных карт угадывать прошлое у людей и предсказывать им их будущее - это уже их сверхъестественное свойство. Другой пример: чёрные кошки. Они тоже в целом вполне естественные существа. А вот их свойство своим чёрным цветом и своим маршрутом движения вредить людям - это уже сверхъестественное свойство. Вера в чудеса часто одновременно является и верой в наличие сверхъестественных свойств у естественных объектов. И наоборот. Если некоторые люди верят, что карты имеют сверхъестественное (чудесное) свойство - предсказывать судьбу, то они одновременно и верят в сам процесс: в чудо предсказывания судьбы посредством раскладывания карт в определенном порядке и т.п.

Рассмотрим некоторые рассказы о чудесах, приведенные в Библии.

Библия это большая книга, которая состоит из множества малых книг. Само слово “Библия” ( в переводе с греческого: “Книги”) указывает, что в состав этой книги-тома входит некоторое количество книг-произведений. В одном варианте Библии (у протестантов) их 66, в другом (у католиков) - 74, в третьем (у православных) - 77. Библия делится на две части: Ветхий Завет (в первом варианте в него включается 39 книг, во втором - 47, в третьем - 50) и Новый Завет (в нём всегда 27 книг). Самыми главными книгами Библии являются четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. В них рассказывается о жизни Иисуса Христа на земле во время его первого пришествия к людям. В них же идет речь о многочисленных чудесах, которые, с точки зрения служителей культа, совершил (а с точки зрения историков, якобы совершил) Иисус Христос.

Одним из первых чудес Иисуса Христа было превращение воды в вино. Вместе с матерью и с учениками Иисус Христос был приглашён на свадьбу в местечко, которое носило название Кана Галилейская. Во время свадебного пира не хватило вина. Это было крупной неприятностью для жениха, в доме которого и была свадьба. Но Иисус Христос пришёл на помощь попавшему в беду молодожёну. Он попросил слуг наполнить водой шесть каменных кувшинов, стоявших в доме. В Евангелии от Иоанна они называются “водоносами”. Когда слуги наполнили водоносы водой, Иисус Христос сказал: “Теперь почерпните и несите к распорядителю пира”. Распорядитель пира (а по нашему: тамада) отведал, что ему принесли. А это уже не вода, а вино. Причём прекрасное вино. По обычаям того времени самое хорошее вино подавали в начале пира, а самое худшее - в конце пира. Поэтому распорядитель пира подозвал жениха и сделал ему внушение, почему он самое хорошее вино не подал в начале пира. Много ли воды превратил в вино Иисус Христос? В Толковой Библии (это Библия вместе с комментариями православных священников) поясняется, что в каждом водоносе было примерно 10 вёдер воды. “Таким образом в шести сосудах находилось до 60-ти вёдер воды, которую Христос и превратил в вино” (Толковая Библия. Том девятый. Петербург, 1912. С.329-330).

Одним из знаменитых чудес было чудо насыщения небольшим количеством пищи множества людей. О нём рассказывается во всех четырёх Евангелиях. Поскольку между Евангелиями существуют небольшие разночтения, постольку за основу изложения евангельского повествования о чуде мы возьмём четырнадцатую главу Евангелия от Матфея. Однажды Иисус Христос удалился в пустынное место за городом. С ним пошли его ученики и толпа поклонников. Целый день Иисус Христос произносил проповеди и исцелял больных. А вечером ученики сказали ему: “Учитель! Отпусти людей. Им пора идти, чтобы в селении купить пищи и поесть”. Иисус Христос сказал: “Так дайте вы им поесть”. Апостолы (так называли 12 главных его учеников) ответили: “У нас всего пять хлебных лепёшек и две рыбы”. Иисус Христос велел людям возлечь на траву. Далее Иисус Христос благословил хлеб и рыбу и преломил их. Кусочки он давал ученикам, а ученики разносили их по рядам. “И ели все, и насытились” - говорится в Евангелии от Матфея. А много ли было голодных? В том же Евангелии сообщается, что евших было около 5 тысяч мужчин, а также некоторое количество (число не называется) женщин и детей.

Но это была только первая часть чуда. За ней последовала часть вторая. Иисус Христос сказал ученикам: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (эти слова Христа приводятся в Евангелии от Иоанна). Можно себе представить изумление апостолов, когда они получили известие, что должны быть ещё и остатки. В Евангелиях сообщается, что апостолы собрали и наполнили двенадцать коробов кусками остатков.

Самым знаменитым чудом считается чудо воскрешения Лазаря. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что однажды Иисусу Христу сказали, что один из его учеников по имени Лазарь болен. Когда Иисус Христос пришёл в селение, в котором жил Лазарь, то Лазарь уже умер. Вместе с сёстрами Лазаря - Марфой и Марией - он пошёл к могиле Лазаря. Могилой служила пещера, к которой был придвинут большой камень. Иисус Христос сказал: “Отнимите камень”. Марфа, видимо, догадавшись, что он хочет оживить Лазаря, предупредила: “Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе”. На это Иисус Христос ответил: “Если будешь веровать, то увидишь Славу Божию”. Иначе говоря, он пообещал, что она увидит чудо. За тем Иисус Христос зашёл в пещеру и “воззвал громким голосом”: “Лазарь! Иди вон!” И Лазарь вышел из могилы обвитый погребальными пеленами.

Сверхъестественное и сказочное. Историки исследуют проблему соотношения сказочного (сказочных явлений) и сверхъестественного (сверхъестественных явлений). Можно с их выводами соглашаться, можно не соглашаться. Но мы полагаем, что каждый культурный человек с этими выводами должен быть знаком.

И сказочное, и сверхъестественное, с точки зрения историков, есть нечто невозможное. Невозможно, чтобы волк скушал Красную Шапочка и бабушку, а они потом вышли из живота волка живыми и невредимыми. Невозможно также, считают историки, пятью лепёшками хлеба накормить досыта пять тысяч человек. И вот это свойство невозможности и объединяет сверхъестественные явления и сказочные явления в одну более общую группу невозможных явлений.

Однако между ними есть и существенное различие. И сказочник, и читатели или слушатели сказок знают, что сказочные чудеса придуманы, что в действительности их нет и быть не может. Когда воспитательница детского сада прочитала четырёхлетним карапузам сказочные стихи Корнея Чуковского “Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили...”, то дети засмеялись. “Дети, почему вы смеётесь?” - спросила воспитательница. “А мыши кошек не ловят, - ответили дети. - Это кошки мышов ловят”. Другое дело религиозные чудеса. Верующие верят в существование всего сверхъестественного, в том числе и в существование религиозных чудес. И вот это существенное различие между сказочным и сверхъестественным привело историков к следующим определениям этих явлений. Сказочное - это такое невозможное, которое считается невозможным. А сверхъестественное - это такое невозможное, которое считается возможным.

В связи с близостью, похожестью сверхъестественного и сказочного историки говорят, что со временем сверхъестественное может превратиться в сказочное. А это значит, что со временем определённая часть религии, которая одновременно принадлежит и искусству, может перестать быть религией и остаться только искусством. Что есть древнегреческая мифология? Что есть рассказы о Зевсе, Аполлоне, Гере, Афине и других богах и богинях древнегреческого пантеона? Что есть скульптурные изображения этих богов и богинь? Это символы религии или произведения искусства? В прошлом это были и символы религии, и произведения искусства. В наше время эти рассказы и скульптурные изображения стали только произведениями искусства. Вот как описывает, например, миф, т.е. языческие верования древних греков, Н.А.Кун.

“В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов... Гермес охраняет пути... Он покровительствует путникам при жизни, он же ведёт души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - покровитель путей и путников и бог торговли. Он даёт в торговле доход и посылает людям богатство. Гермес изобрёл меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч...

Едва родился Гермес..., как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у... Аполлона. который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пелёнок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. ...Быстро, как ветер, понёсся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопонессу... Двух коров принёс Гермес в жертву богам,... а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в неё задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из неё. Сделав всё это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лёг потихоньку в колыбель, завернувшись в пелёнки... А Аполлон... заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец вещая птица привела его в Пилос... В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошёл: ведь следы вели не в пещеру, а из неё. Наконец после долгих бесплодных поисков, пришёл он к гроту Майи.

Заслышав приближение Аполлона, Гермес ещё глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пелёнки. Аполлон вошёл в грот Майи и увидел, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовать, чтобы он вернул их, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и не знает , где они... Наконец, Аполлон вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти к Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, всё же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров...

Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры.”

Что такое вера? Слово “вера” в языке служителей культа чаще всего употребляется как синоним слову “религия”. Говорят так: “Екатерина Вторая сменила лютеранскую веру на православную”, “он придерживается мусульманской веры” и т.п. Такое понимание веры можно назвать узким значением термина. У нас же пойдет речь о широком значении термина (о вере в широком смысле этого слова).

В русском языке сложилась традиция словом “верующий” обозначать тех, кто имеет религиозную веру, а словом “верящий” тех, кто имеет веру вообще, какую-либо веру. Так вот: не все люди верующие, но все люди верящие. Есть такой журнал “Знание - Сила”. Его можно было бы назвать “Знание - Вера - Сила”, ибо силу людям придают не любые знания, а только те знания, в которые они поверили. Сила - это знания, которые, не перестав быть знаниями, одновременно стали и верой.

Вера есть оценочное состояние психики. Другими словами, вера есть такое состояние мыслей и переживаний, когда люди убеждены, что то, что они услышали или прочитали, можно оценить словами “это правильно” (варианты: “это верно”, “это истина”) или словами “это неправильно” (“это неверно”, “это заблуждение”). Примеров веры много. Верят в то, что существует Бог, что красота спасёт мир, что муж (жена) не изменяет и др. Отметим, что неверие есть особый случай веры. Так, например, неверие в Бога есть не что иное как вера в то, что Бог не существует. Сказав, что вера есть оценочное состояние психики, мы дали краткое определение веры. Это определение можно развернуть. Для этого уберём прилагательное “оценочное” и поставим на его место слова, разъясняющие смысл этого прилагательного. И тогда получится следующее развернутое определение веры. Вера есть такое состояние психики, через которое определённая информация оценивается как правильная или неправильная.

Какие известны виды веры? На наш взгляд, существует восемь основных видов веры. Они делятся на четыре полярные пары. (Полярными называют такие явления, которые при выборе исключают друг друга. Например: день и ночь, белое и чёрное, хорошее и плохое и т.п.). Назовём основные виды веры: религиозная и нерелигиозная, без проверки и с проверкой, авторитарная и рациональная, фанатичная и нефанатичная (цивилизованная).

Что из себя представляют вера религиозная и вера нерелигиозная? Религиозная вера - это вера в сверхъестественное, т.е. вера в существование явлений, которые не подчиняются законам природы. В частности, это вера в существование Бога, загробной жизни, в чудеса и т.п. Нерелигиозная вера - это вера в естественное, т.е. вера в существование явлений, которые не нарушают законов природы. В частности, это вера в то, что после зимы наступит весна, что все люди смертны и т.п. Случаев нерелигиозной веры в жизни больше, ибо такую веру во что-то имеют все люди, а религиозную веру имеет только часть людей.

Что из себя представляют вера без проверки и вера с проверкой? Вера без проверки - это одобрение информации без её проверки фактами. Например, и те люди, которые верят, что Бог есть, и те, которые верят, что Бога нет, одобряют информацию без её проверки фактами, ибо такую информацию проверить фактами просто невозможно. Вера с проверкой - это одобрение информации после её проверки фактами. Например, все люди верят, что дважды два четыре, и все многократно проверили эту информацию фактами. Одни складывали две конфетки с двумя конфетками, другие две сигаретки с двумя сигаретками, и у всех всегда получалось четыре. Случаев веры без проверки в мире существенно больше случаев веры с проверкой. Возможности для личной проверки ограничены, и поэтому в очень и очень многих случаях люди вынуждены верить друг другу на слово: больные верят на слово врачам, дети - родителям, учащиеся - преподавателям и т.д.

Что из себя представляют вера авторитарная (от латинского “авторитас” - “лицо, пользующееся влиянием”) и вера рациональная (от латинского “рационалис” - “разумный”)? Авторитарная вера - это вера, которая опирается на внушение и авторитеты. Итак, у авторитарной веры две опоры: внушение и авторитеты. Авторитарная вера предполагает (в явной или скрытой форме) аргументацию ссылкой на мнение авторитетов: “в учебнике написано”, “Библия учит”, “Ленин указывал” и др. Рациональная вера - это вера, которая опирается на логику и факты. Итак, рациональная вера тоже имеет две опоры: логику и факты. На логику рациональная вера опирается всегда, а на факты, когда они есть. Это не значит, что рациональная вера полностью игнорирует мнение авторитетов. Это значит другое: в случае противоречия между фактами и авторитетами рациональная вера выберет факты, а авторитарная мнение авторитетов.

Автор Евангелия от Иоанна (I в.н.э.) осуждает тех верующих, которые требуют от религиозной веры, чтобы она опиралась на факты. Евангелист против того, чтобы религиозная вера была верой рациональной и тем более верой с проверкой. По его мнению, религиозная вера должна быть верой авторитарной и верой без проверки. Чтобы убедиться в сказанном, прочитайте отрывок из Евангелия от Иоанна, приведённый ниже.

Библия. Евангелие от Иоанна. Глава 20. Стихи (этим словом называют пронумерованные элементы глав) 19-29.

“В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.

Что из себя представляют вера фанатичная и вера нефанатичная? Фанатичная вера - это вера, которая требует от людей во имя осуществления специфических целей и интересов не останавливаться перед причинением ущерба себе, близким и инакомыслящим. Нефанатичная (цивилизованная) вера категорически отказывается от причинения ущерба кому-либо. Фанатичная вера вызывает фанатичное поведение. Единство фанатичной веры и фанатичного поведения называют фанатизмом. Фанатизм можно определить как деятельность, в процессе которой люди для максимальной реализации своих специфических целей и интересов причиняют ущерб себе, близким и инакомыслящим.

Фанатизм можно разделить на внутренний (направленный на себя и близких) и внешний (направленный на инакомыслящих). Внутренний фанатизм, приводящий к смерти или причиняющий особенно сильный ущерб здоровью верующих и их близких, называют изуверством. Примером изуверства являются массовые самосожжения старообрядцев (их в литературе называют также раскольниками) в конце XVII - первой половине XVIII века.

Н.М.Никольский. История русской церкви. М., 1988.

“...Характер искупительно-очистительного религиозного акта носило у наших крестьянских раскольников самосожжение... Крестьяне горят в избах и овинах; сжигаются целыми семьями, целыми деревнями; ... горят на Тоболе, на Урале, в Нижегородской области, в Новгородской области, в Олонецком крае. По словам официальных донесений, ничто не помогало против этой ужасной эпидемии: ни увещевания никонианских священников и помещиков, ни угрозы. Горели сотнями и тысячами; по приблизительному неполному подсчёту, количество сгоревших к концу XVII в. достигало почти 9000 человек - цифра по тогдашнему масштабу огромная.” (С.174-175)

Внешний фанатизм по своей сущности есть нетерпимость к инакомыслию. Инакомыслием называется другое, чем у нас понимание проблем, другие ответы на те же самые вопросы, другая оценка событий и явлений. Например, одному студенту понравился кинофильм, другому не понравился. Оба вслух высказали свои взгляды. Их разные оценки кинофильма взаимно являются инакомыслием по отношению друг к другу. А в истории религии все религии по отношению друг к другу являются инакомыслием. Атеизм и любая религия по отношению друг к другу тоже являются инакомыслием. Фанатизм проявляется в разных формах. Минимум фанатизма - это нетерпимость к инакомыслию без применения насилия, это нежелания выслушать инакомыслящих, стремление ограничить или прекратить общение с ними, это слова и поступки, обижающие инакомыслящих. В более жёсткой форме фанатизм выражает себя как насилие по отношению к инакомыслящим. И в этом моменте фанатизм становится экстремизмом. Экстремизм не всегда, но очень часто выражает себя в нарушениях закона, в нанесении ущерба имуществу, здоровью и жизни граждан. И в этом моменте экстремизм становится преступной деятельностью.

Религиозная вера может быть фанатичной и нефанатичной. Это зависит от уровня культуры и уровня нравственного развития носителей религиозной веры. У высоко культурных и высоко нравственных людей религиозная вера носит нефанатичный характер. У людей с низким уровнем культуры и нравственности религиозная вера может быть и часто бывает фанатичной. Религиозный фанатизм, как и любой другой фанатизм, проявляется прежде всего и главным образом в нетерпимости к инакомыслию. Но плюс к этому он часто выражается в пренебрежении многими ценностями жизни (в нежелании участвовать в политической жизни общества, в его культурной жизни и др.), а также в чрезмерном усердии в совершении религиозных обрядов.

Факты фанатизма имели и имеют место во многих религиях. О них мы расскажем в главах, посвящённых отдельным конфессиям, а также в заключительной главе “Роль религии”.

Что такое обряды? Обряды - это символические слова и поступки. Символическими называют такие слова, которые воспринимаются не в прямом, а в переносном значении. Когда студент идёт сдавать экзамен, одни говорят ему “Удачи тебе!”, а другие - “Ни пуха тебе, ни пера!” Слова “Удачи тебе!” имеют прямое значение, и их произнесение - не обряд. А вот слова “Ни пуха тебе, ни пера!” имеют переносное, т.е. символическое значение, и их произнесение является обрядом. Символическое значение слов передаёт тем, кому они адресованы, определённую информацию (определённое сообщение), которая (которое) не содержится в прямом значении слов. Так, слова “Ни пуха тебе, ни пера!” в прямом значении были бы призывом, возвращаясь с экзамена, не тащить домой пух и перья. В переносном же значении, которое и имелось в виду, эти слова есть пожелание удачи на экзамене.

Символическими называют такие поступки, которые совершаются для того, чтобы посредством этих поступков передать тем, кому они адресованы, определённую информацию (определённое сообщение). Если два человека, живущие в разных домах, надели плащи и шляпы, это не обряд; это удовлетворение потребности уберечь себя от дождя. Но если они же, встретившись на улице, взаимно приподняли шляпы, то это уже обряд. Оба они своим поступком передали друг другу информацию (сообщение), что они уважают друг друга.

Обряды делятся на религиозные и нерелигиозные. Нерелигиозные - это обряды, которые передают информацию другим людям. Религиозные - это обряды, которые передают информацию сверхъестественным силам.

Понятия “церковь”, “секта”, “конфессия”. Вокруг вопроса, каково содержание понятий “церковь”, “секта”, “конфессия” (ещё говорят: каково значение терминов “церковь”, “секта”, “конфессия”) шёл, идёт и, видимо, ещё долго будет продолжаться спор. Не вступая в этот спор, авторы формулируют то понимание значения этих терминов, которое будет использоваться дальше в учебнике.

Термин “церковь” будет использоваться в двух значениях. Первое, узкое значение термина “церковь”: церковь как храм, как здание культа. В этом смысле можно говорить о каменных и деревянных церквах, об иконостасе как принадлежности церкви и т.д. Второе, широкое значение термина “церковь”: церковь как религиозная организация высшего уровня. Религиозная организация низшего уровня - это община. Руководитель общины подчиняется руководителю церкви. А руководитель церкви подчиняется непосредственно Господу Богу. В этом смысле можно говорить о Русской православной церкви, Римско-католической церкви и т.д. В отличие от православных служителей культа, мы будем называть церквами все религиозные организации высшего уровня, без всякого исключения. Что касается православных служителей культа, то они одни религиозные организации называют церквами (свою, католическую и некоторые другие), другим - отказывают в возможности принадлежать к церкви. Многие из религиозных организаций (молокан, духоборов, виссарионовцев и т. д.) православные авторы называют “сектами”. Собственно, термин “секта” используется православными авторами для того, чтобы подчеркнуть, что данные религиозные организации не являются церквами.

Слово “секта” в буквальном переводе с латинского языка означает “образ жизни”, “учение”, “школа”. В словарях “секта религиозная” определяется так: тип религиозной организаций, возникший как оппозиция господствующей церкви1. Добавим, что исторически в прошлом словом “секта” часто обозначались религиозные организации, которые преследовались государством и господствующими церквами. Но в большинстве случаев только в силу традиции в литературе одни религиозные организации называются “церквами”, а другие “сектами”.

Религиозные авторы, представлявшие господствующие религиозные организации (в России - православие, во многих странах Западной Европы - католицизм), обычно в термины “секта” и “сектанты” вкладывали некое негативное содержание: отсутствие истины в вероучении, нарушения норм морали и др. В конечном счете этот контекст привел к тому, что слова “секта” и “сектанты” психологически стали восприниматься как ругательные. В данном учебнике термины “секты” и “сектанты” мы будем использовать только в цитатах, ибо люди, которых называют сектантами, считают этот термин оскорбительным. Обидным, оскорбительным соответственно они считают и слово “секта”. Свою религиозные организацию они называют не сектами, а церквами. Так, например, если православные авторы пишут о существовании в нашей стране “секты виссарионовцев”, то сами верующие данного религиозного направления называют свою организацию “Церковью Последнего Завета”.

Различные конкретные религиозные течения, независимо от масштаба их распространения и внутренней организационной структуры, мы будем называть конфессиями (от латинского “конфессио” - “исповедание”). Конфессия - это такая религия, которая не делится на другие, более малые религии. И в этом смысле буддизм, христианство, ислам и им подобные религии не конфессии, а совокупности конфессий. В частности буддизм делится на такие конфессии как тхеравада, махаяна, ламаизм и др., христианство на православие, католицизм, лютеранство и др., ислам - на суннизм, шиизм, исмаилизм и др.



Hosted by uCoz