Глава 9. Христианство (I-V вв.)

Где, когда и почему возникло христианство. Христианство - самая большая религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан.

Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

О чём рассказывают Евангелия?

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа (апостолами называют учеников из самого близкого его окружения, авторами двух Евангелий считаются апостолы Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов (авторами двух других Евангелий считаются ученик апостола Петра Марк и ученик апостола Павла Лука).

Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод (это был вассальный царь, зависимый от римских императоров) женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Мужем Марии был плотник Иосиф, но Мария родила сына не от него, а от Духа Святого.

Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др.

Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Автор Евангелия от Матфея сообщает, что он въехал в Иерусалим сразу же на двух ослах: “Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их” (Мф., 21: 7). (Это общепринятый способ ссылки на Библию вообще и на Евангелия в частности. В данном случае буквы и цифры означают следующее: Евангелие от Матфея, 21 глава, 7-й стих. “Стихами” в Библии вообще и в Евангелиях в частности называют пронумерованные части каждой главы, - авт.). Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Этот эпизод в Евангелии от Матфея описывается следующим образом: “И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи, продающих голубей, и говорил им: написано: “дом Мой домом молитвы наречётся”; а вы сделали его вертепом разбойников” (Мф., 21: 12-13). Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел.

Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал. При этом Иисус Христос произнёс слова, которые послужили основанием для введения в христианский культ обряда вкушения хлеба и вина. “И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Моё. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя...” (Мф., 26: 26-28).

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота (он поцеловал Христа и своим поцелуем выдал его) арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника (главного священника в Иерусалиме). Церковный суд обвинил его в богохульстве (богохульство видели в том, что он называл себя “мессией” и “сыном божьим”), и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Обвинения были несправедливыми, ибо Иисус “царём иудейским” называл себя не в буквальном, юридическом, а в переносном, духовном смысле этого выражения. Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения.

Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

Влияние социальных и идейных факторов на формирование христианства. В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать.

Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

Причины победы христианства над другими религиями империи. В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (как, например, древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи (монархии) монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям. Поэтому оно и победило.

Основные события в истории античного христианства. Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

В истории античного христианства можно выделить пять основных событий, пять основных исторических вех. Вот как они выглядят в хронологическом порядке.

Первая веха - 325 год . В этом году в городе Никее состоялся Первый Вселенский церковный собор. Соборами называют съезды высшего духовенства. На первый собор прибыло большинство из высшего духовенства империи. Созыв этого собора означал ряд важных изменений в судьбах христианства. Во-первых, получила окончательное организационное оформление главная конфессия того времени, которую в литературе называют или официальным христианством (поскольку оно было признано и поддержано государством), или неразделённым христианством (поскольку впоследствии эта конфессия разделилась на православие и католицизм). Во-вторых, созыв этого собора императором Константином и проведение в жизнь решений собора силой императорской власти, в частности, устранение от руководства общинами инакомыслящих христиан, которых собор назвал “еретиками” от греческого “ересь”: буквально - “отбор”, “учение”, “школа”, по смыслу - “ложное учение”), означали, что официальное христианство стало не просто разрешённой религией в пределах империи, но и религией государственной (т.е. религией, которая пользуется политической, экономической и идеологической поддержкой государства). И, в-третьих, собор, приняв документ, названный “Символом веры”, сделал крупный шаг вперёд по пути оформления вероучения античного христианства.

Вторая веха - 381 год . В этом году в Константинополе состоялся Второй Вселенский церковный собор. Символ веры был дополнен, были осуждены многие ереси. Всё это означало продолжение формирования вероучения.

Третья веха - 419 год. В городе Карфагене был созван Поместный церковный собор (поместными называют соборы духовенства в отдельных странах или регионах), одно из решений которого имело общехристианское значение. На Карфагенском соборе был утверждён канон (т.е. точный список книг) Нового Завета, той части Библии, которую написали христианские авторы.

Четвертая веха - 431 год . В Эфесе собрался Третий Вселенский церковный собор . Собор осудил взгляды несториан (от имени Несторий, так звали константинопольского патриарха, пропагандировавшего эти идеи), назвав их ересью. Это осуждение положило начало расколу V века. В начале века возник вероучительный спор внутри официального христианства по вопросу о природе Иисуса Христа. Кто он - Бог или человек? Патриарх Несторий и его сторонники утверждали: человек. Самый лучший из людей, самый совершенный человек, который по воле Божией стал Мессией (Мессия в христианстве в отличие от Мессии в иудаизме сначала приносит истину людям, а только потом приходит для осуществления конца света). В связи с этим несториане утверждали, что мать Иисуса Христа надо называть не богородицей, а христородицей. Но большинство христианских священников на спорный вопрос ответили иначе: Иисус Христос одновременно и Бог, и человек. Этот ответ и стал официальным решением собора. После решений собора многие несториане бежали на окраины империи. Несторианство сохранилось до наших дней. Общины несториан существуют в Индии, Ираке, Иране, Сирии, Турции. Сегодня в мире около 200 тысяч несториан1. Значение решений Третьего Вселенского церковного собора состоит также в том, что он продолжил формирование вероучения античного христианства.

Пятая веха - 451 год . В этом году состоялся Четвёртый Вселенский церковный собор в Халкидоне. Собор осудил взгляды монофизитов (“одноприродников”, от греческих слов “моно” - “один” и “физик” - “природа”). Разногласия между руководством официальной церкви и монофизитами были продолжением богословской дискуссии о природе Иисуса Христа. Монофизиты утверждали, что Иисус Христос имеет только одну природу: божественную. По вероучению монофизитов, во время первого пришествия Иисус Христос выглядел внешне как человек, но человеком по своей природе, по существу, не был. Однако руководство церкви и большинство христианских священников остались на прежней позиции: у Иисуса Христа - двойная природа. Осуждение собором монофизитства как ереси завершило раскол V века. Монофизиты, как и несториане, вынуждены были бежать на окраины империи. Монофизитские общины сегодня существуют там же, где и несториане (т.е. в Индии, Ираке, Иране, Сирии, Турции), но больше всего их в Египте, Эфиопии и Армении. Сегодня в мире насчитывается около 36 миллионов монофизитов1. Осуждение монофизитства как ереси означало также продолжение формирование вероучения античных христиан.

Общая характеристика вероучения официального античного христианства. Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями. Другое дело, что каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Повторим одну важную мысль, уже один раз изложенную ранее (в теме “Иудаизм”. Любое вероучение структурно, т е. оно делится на относительно самостоятельные части. Однако это деление на части официально не формулируется ни в священных книгах, ни в богословских работах. Поэтому деление на части (ещё говорят: на элементы) носит условный характер. Однако для более ясного, более чёткого понимания сущности любой конфессии структурное представление о вероучениях является необходимым. В вероучении официального античного христианства можно выделить девять основных положений (или можно сказать: девять основных религиозных учений). Это учения: 1/ о Библии, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о почитании пророков, апостолов и евангелистов, 4/ о душе, 5/ о загробной жизни, 6/ о природе Иисуса Христа, 7/ о первом пришествии Иисуса Христа, 8/ о втором пришествии Иисуса Христа, 9/ об искуплении.

Учение о Библии. Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим.

Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. О количестве книг в Ветхом Завете шли споры. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том 1. Репринтное издание. М., 1992. Рекомендовано к печати Отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата. (Год первого издания в книге не указан, - авт.).

“Библия - собрание книг Ветхого и Нового Завета, признаваемые христианской церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия...” (С.323)

Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Перевод с французского. Брюссель, 1990.

“Бог есть главный автор Библии. Люди являются её вторичными авторами. Библия - это Слово Божие, сообщаемое посредством человеческой речи.” (С.23)

Учение о сверхъестественных существах (1.Троица). Согласно вероучению официального античного христианства (и соответственно, согласно вероучениям многих христианских конфессий: православия, католицизма, лютеранства, баптизма и др.), в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы.

Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Отметим при этом, что в богословии есть традиция при характеристике Троицы слово “Бог” держать в уме, а говорить более кратко: вместо Бог-Отец - Отец, вместо Бог-Сын - Сын и вместо Бог-Дух Святой - Дух Святой. А под словом “лицо” богословие подразумевает духовное тело. Другими словами, речь идёт о том, что один Бог имеет три разных духовных тела. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя.

Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума. На вопрос, “Почему надо представлять три отдельных тела, но полагать, что это не три бога, а один Бог?”” христианское богословие отвечает, что это тайна, которую Бог не пожелал раскрыть людям.

Макарий Д.Б., архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Том I. Издание третье. Санкт-Петербург, 1868.

“Но, будучи важнейшим из всех христианских догматов, догмат о Пресвятой Троице есть вместе с тем и непостижимейший... Как в одном Боге три Лица, однако же не три Бога, но един Бог, это совершенно превышает всякое разумение.” (С.157)

Свящ.С.Рассказовский. Очерк православного догматического богословия. Часть 1. СПб., Санкт-Петербургские духовные академия и семинария.1993.

“…При безусловной единичности и нераздельности Своей природы Бог существует в трёх разных Лицах… Каждое Лицо в Своём отношении к другому сознаёт Себя отдельным и самостоятельным. …По возможности его уяснения он непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов.” (С.85)

Титов В. Троица. М., 1965.

“Вот, например, легенда, которая обошла едва ли не все дореволюционные учебники Закона Божиего. В ней рассказывается о том, как епископ Августин Блаженный, один из отцов церкви IV века, безуспешно пытался постигнуть разумом тайну Пресвятой Троицы. Прогуливаясь однажды по берегу моря, он решал в уме каверзную арифметическую задачу: как единицу приравнять к тройке. Внезапно перед ним оказался красивый мальчик, который черпал маленькой раковинкой воду из моря и выливал её в ямку, вырытую в песке. Заинтересовавшийся этим занятием, епископ спросил мальчика, для чего он это делает. И каково же было удивление Августина, когда он услышал, что мальчик собирается перекачать всю воду из моря в ямку. Епископ пожурил несмышлённое дитя и объяснил ему всю тщетность его намерения. И снова ответ мальчугана поразил епископа: “Скорее я сделаю, чем ты своим умом постигнешь тайну троичности лиц Божества”. Сказав это, мальчуган исчез. Разумеется, Августин сразу же понял, что это был не мальчик, а ангел, посланник Самого Господа Бога. Вняв его совету, епископ больше уже не занимался решением неразрешимых арифметических задач, он просто верил в то, что единица равна трём.” (С.6)

Учение о сверхъестественных существах (2. Ангелы). Учение об ангелах (ангелологию) мы уже рассматривали в теме “Иудаизм” и раскрывали его в виде ответов на вопросы условной “анкеты”. Повторим этот методический приём в теме о христианстве. А для лучшего запоминания материала сравним учение христианства с учением иудаизма. Но для начала отметим, что ангелов в христианстве называют также “чистыми духами” и “добрыми духами”.

1/ Каковы функции ангелов? Творить добро, помогать Богу, помогать людям. Ответ такой же, как и в иудаизме.

2/ Много ли их? И иудаизм, и христианство отвечают: много. Напомним, что в книге пророка Даниила, которая у иудеев является частью Танаха, а у христиан - частью Ветхого Завета, говорится об ангелах, служивших Богу: “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним” (Дан.,7,10). В энциклопедии “Христианство” (М.,1993, том 1, с.74) выражение “тьмы тем” расшифровывается как “миллиарды”.

3/ Есть ли у них плоть? Нет. Ответ такой же, как в иудаизме. Как и иудеи, античные христиане считали, что ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми.

4/ Есть ли у них пол? Ответ такой же, как и в иудаизме: раз нет плоти, то нет и пола. Это тоже общий ответ. Появляются ли у них признаки пола в те моменты, когда ангелы как бы “одеваются” в тело? На этот вопрос в христианской религиозной литературе, как и в иудейской, ответа нет.

5/ Каково их происхождение? Их сотворил Бог. Ответ такой же, как и в иудаизме.

6/ Смертны ли они? Иудаизм делит ангелов на смертных и бессмертных. Христианство всех ангелов считает бессмертными.

7/ Воспринимаются ли ангелы органами чувств? Как правило, нет; как исключение, да. Ответ такой же, как и в иудаизме.

8/ Делятся ли ангелы на старших и младших? И иудаизм, и христианство отвечают одинаково: да, делятся. И иудаизм, и христианство старших ангелов называют архангелами, а самых старших среди архангелов серафимами. В трудах христианских богословов, которые жили на рубеже античного времени и средних веков, появилось разделение ангелов на 9 чинов: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства престолы, херувимы и серафимы. Это разделение ангелов на чины восприняли в дальнейшем православные и католические богословы..

9/ Как зовут главного ангела? В иудаизме его зовут Метатрон (с греческого: “стоящий у престола”), в христианстве - Михаил (с еврейского: “Подобный Богу”). Михаил, кроме того, что он именуется архангелом и серафимом, носит ещё и особый титул, который выражает его верховенство среди ангелов: архистратиг.

Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993.

“В начале Бог сотворил небо и землю” (Быт.1,1): под сотворением неба обыкновенно понималось и сотворение ангелов. Многие отцы и учителя церкви... считали, что ангелы сотворены прежде материального мира.” (С.75.)

Макарий Д.Б., архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Том I. Издание третье. Санкт-Петербург, 1868.

Архиепископ Макарий приводит цитату из сочинения Кирилла Иерусалимского, христианского епископа, жившего в IV веке (авт.): “Представь людей, начиная от Адама до настоящего дня; велико множество их, но пока еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяноста девять овец; род человеческий только одна овца.” (С.395)

“Ангелы суть духи бесплотные... Правда, есть в Библии сказание, что ангелы нередко являлись людям в чувственных образах: но и сам Бог, по свидетельству Библии, являлся иногда в чувственном же виде. Но выводить отсюда, будто ангелы или Бог постоянно облечены телом, было бы неосновательно.” (С.388-389)

По религиозным представлениям христиан, все ангельские чины, кроме серафимов, имеют по два крыла, а серафимы имеют шесть крыльев. Представление о том, что серафимы имеют шесть крыльев, нашло отражение в стихотворении А.С.Пушкина “Пророк”:

“Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился”.

Учение о сверхъестественных существах (3.Бесы). Для обозначения злых духов в русскоязычном богословии чаще всего применяется термин “бесы”. Но греческое слово “демоны” тоже считается правильным, а следовательно, является синонимом слова “бесы” В качестве синонимов употребляются также выражения “нечистые духи”, “нечистая сила”, “злые духи”. Учение античных христиан о бесах, перешедшее в православие и другие христианские конфессии, мы рассмотрим при помощи того же методического приёма, которые применили раньше, рассказывая о христианском учении об ангелах.

1/ Каковы функции бесов? Творить зло, быть противниками Богу, быть противниками людям. (Ответ такой же, как и в иудаизме.)

2/ Много ли их? И иудаизм, и христианство отвечают одинаково: много. Однако христианство дает одно очень важное уточнение: бесов в два раза меньше чем ангелов.

3/ Есть ли у них плоть? Нет. (Ответ такой же, как и в иудаизме.)

4/ Есть ли у них пол? Иудаизм говорит: да. Христианство говорит: нет. Ответ такой же, как и об ангелах: раз нет плоти, то нет и пола. Этот ответ подкрепляется рассуждением о происхождении бесов. А ответ на вопрос, откуда они взялись, будет дан чуть ниже. Появляются ли у них признаки пола в те моменты, когда ангелы как бы “одеваются” в тело? На этот вопрос в христианской религиозной литературе говорится: да. Так, в сочинении Фомы Аквинского “Сумма против язычников” используются понятия “инкуба” (демон-мужчина, вступающий в сексуальные отношения с женщинами) и “суккуба” (демониха-женщина, вступающая в сексуальные отношения с мужчинами). Хотя сам Фома Аквинский жил в XIII веке, свои рассуждения он основывал на трудах богословов, живших ранее. Характерно, что католическая инквизиция судила мужчин и в особенности женщин за сожительство с демонами. Так, в 1276 году во французском городе Тулузе была сожжена на костре аристократка Анжела Лабарт, у которой, как было установлено инквизицией, от сожительства с бесом родилось чудовище1.

5/ Каково их происхождение? Напомним, что иудеи считают, что часть демонов сотворил Бог, а другая часть - результат сексуальных отношений демонов между собой и с людьми. Другой ответ даёт христианство. По учению античных христиан, перешедшему в другие христианские конфессии, бесы сотворили себя сами из ангелов. Бог, сотворив ангелов, объяснил им, что, если кто-либо из них совершит тот или иной грех, то тем самым он превратит себя из чистого духа в нечистого. Несмотря на это предупреждение, одна третья часть ангелов согрешили. И тем самым они превратились из ангелов в бесов, из чистых духов в нечистых духов. По той причине, что бесы в прошлом были ангелами, христиане называют их также “бывшими ангелами” и “падшими ангелами”.

6/ Смертны ли они? Иудаизм учит, что демоны смертны, христианство считает их бессмертными.

7/ Воспринимаются ли они органами чувств? Как правило, нет; как исключение, да. (Ответ такой же, как и в иудаизме.)

8/ Делятся ли демоны на старших и младших? Да, но подробности такого деления не известны. (Ответ такой же, как и в иудаизме.)

9/ Как зовут главного беса? По вероучению иудаизма, его зовут Сатан (“Противник”). В христианстве его главными именами являются Сатана (от еврейского “Сатан”) и Дьявол (от греческого “Диаболис”: “Клеветник”). Сатана в прошлом был ангелом, причём он был первым творением Божиим. Тогда он носил имя Люцифер (с латыни - “Светоносный”). В русскоязычном богословии его называют также Денницей (с тем же значением, что и Люцифер, от слова “день”). Но Люцифер согрешил первым и увлек за собой часть ангелов. После этого его и стали называть Сатаной и Дьяволом. Сатана и Дьявол - имена собственные, и по правилам орфографии эти слова надо писать с большой буквы. Но в богословии сложилась традиция писать имя главного демона с маленькой буквы (видимо, в знак презрения к нему).

Монах Митрофан. Загробная жизнь. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря “Скит”. М., 1994.

Монах Митрофан написал свою книгу в 90-х гг. XIX века. Этот вывод можно сделать на основе двух мест книги. На с.92 автор ссылается на источник, вышедший в свет в 1890 году, а на с.350 пишет: “Наш современный конец XIX века” - авт.)

“Неизмеримое пространство между небом и землёю... наполняют отверженные, падшие ангелы... Падшие ангелы лишились своего небесного жилища. Поэтому, где же их прибежище? В книге Иова сказано, что поднебесье является их жилищем.” (С.21)

Иеромонах Роуз. Душа после смерти. - В журнале: Москва,1991 , N 9.

“Пространство между небом и землею, вся видимая нами лазуревая бездна воздухов, поднебесья, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба.” (С.161)

Епископ Александр (Семенов -Тян-Шанский). Православный катихизис. Париж, 1979.

“Святая Церковь учит о падении светлого духа, ставшего дьяволом. По необъяснимой прихоти, первая по близости к Богу, сотворенная Им личность, высший ангел - Денница или Люцифер (носитель света) захотел иметь всё лишь для себя, ничего и никому не отдавая. По словам Святых Отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом.” (С.29-30)

Учение о почитании пророков, апостолов и евангелистов. Это учение в античном христианстве стало развитием иудейского учения о пророках. Как и в иудаизме, так и в античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Как и в иудаизме, пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем.

Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было.

Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком. Античные христиане считали, что Иоанн был не только апостолом, не только автором Евангелия от Иоанна, но и автором пророческой книги Откровение святого Иоанна Богослова. (Современные христиане во взглядах на авторство этих книг разделились: одни по-прежнему считают, что эти две книги написал один и тот же человек; другие убеждены, что Евангелие от Иоанна написал один Иоанн, а Откровение святого Иоанна - другой Иоанн.)

В таких христианских конфессиях как православие, католицизм и лютеранство учение о почитании пророков, апостолов и евангелистов стало частью учения о святых.

Учение о душе. Мы уже знакомились с учениями о душе в иудаизме, индуизме и буддизме. Мы уже знаем, что в этих учениях есть пять основных элементов, которые из себя представляют как бы ответы на пять вопросов условной “анкеты”. Мы говорили и о том, что ответы могут быть традиционными (такими же, как и ответы в большинстве других религий), а могут быть и оригинальными (отличающимися от ответов, которые дают другие религии). Официальное христианство пятого века на все пять вопросов нашей условной “анкеты” дало традиционные ответы.

1/ Душа естественная или сверхъестественная часть человека? Ответ христианства: душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы.

2/ Душа зависит или не зависит от тела? Ответ христианства: душа не зависит от тела. Этот ответ означает, что душа может существовать и без тела.

3/ Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц? Ответ христианства: душа - это целостное образование.

4/ Душа существовала всегда или она сотворена Богом? Ответ христианства: душа каждого человека сотворена Богом.

5/ Душа умирает или она бессмертна? Ответ христианства: душа бессмертна.

Учение о загробной жизни. Главной идеей этого учения является идея о существовании в загробной жизни рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

К главной идее примыкает несколько других. Одна из них отвечает на вопрос, кого именно Бог направляет в рай или ад. В литературе (в том числе в религиозной) обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. С этим можно согласиться, если иметь в уме перед словом “грешники” причастие “нераскаявшиеся” (или его синоним: прилагательное “закоренелые”), ибо, строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы (они сорвали плод с дерева, которое им запрещено было трогать) грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть (иначе говоря, праведники - это раскаявшиеся грешники). Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, постольку и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

Другая идея учения о загробной жизни отвечает на вопрос, сколько этапов имеет загробная жизнь. Ответ такой: загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Уильям Баркли. Толкование Откровения Иоанна. Всемирный Союз Баптистов, 1987.

“Слово “рай” происходит из персидского языка. Греческий историк и публицист Ксенофант (около 444-356 гг. до Р.Х.) писал много о персах и ввёл это слово в греческий язык. Оценивая образ жизни персидского царя, он говорит, что персидский царь, где бы он ни жил, везде устраивает Рай, полный всех тех прекрасных и красивых вещей, которые может производить земля. Рай - прекрасное слово для описания всего прекрасного, безмятежного.” (С.75)

Лев Успенский. Почему не иначе? М., 1967.

“Ад . Древние эллины-греки верили: умирая, человек уходит в расположенное в преисподней мрачное царство мёртвых, обитель вечной тьмы. Имя ей было “Адэс” или “Гадэс”, - по-гречески это означало “невидимое”. Из него и вышло наше русское “ад”. (С.51)

“Рай . Вероятно, заимствование из индоиранских языков: в древнеиндийском “ray” - “сокровище”, “богатство”; в авестийском (древнеиранском) - тоже “богатство”, “счастье”. (С.223)

Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. - В журнале: Москва, 1991, N 9.

“Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеистическую карикатуру рая “в облаках”... В видимом творении нигде нет места для не видимого Божия неба, которое является реальностью духовной, а не материальной... Несомненно, Небо - это место, и оно, несомненно, выше любой точки на земле, а ад, несомненно, внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места, пока не откроются их духовные очи... Кроме того, эти места находятся вне “координат” нашей пространственно-временной системы...

...Существование вулканов и большого количества тепла в центре Земли рассматривалось многими святыми как указание на существование ада во внутренности Земли.” (С.161)

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катихизис. Париж, 1979. С.164.

“Согласно католическому догмату, Божия Матерь, ещё до своего рождения была освобождена от власти первородного греха и поэтому не могла грешить. Православная церковь учит о непорочности Пресвятой Девы, но утверждает, что это состояние было делом Её подвига...” (С.164)

Прот.Н.Малиновский. Догматическое богословие.. Л., Ленинградская духовная семинария. 1991.

“Однако мучения их (закоренелых грешников, - авт.) не будут для всех одинаковы, как различны и степени блаженства праведников.” (С.176)

Учение о двойной природе Иисуса Христа. На вопрос, кто по своей природе есть Иисус Христос - Бог или человек, надо отвечать так: Он - Бог и человек - одновременно. Можно на этот вопрос ответить ещё и так: Иисус Христос - Богочеловек.

Учение о первом пришествии Иисуса Христа. Это религиозное учение отвечает на вопросы, когда было первое пришествие Иисуса Христа, каким способом он пришёл на землю, с какими целями, какими событиями в его жизни закончилось первое пришествие. Иисус Христос, говорили античные богословы, приходил на землю в 753-м году от основания города Рима. Позднее, когда возникло понятие “нашей эры” (летоисчисление от Рождества Христова), на вопрос, когда было первое пришествие, стали отвечать так: в каком году живём, столько лет назад оно и было. Но во второй половине ХХ века выяснилось, что в расчёт времени рождения Иисуса Христа (он был сделан в VI в. католическим монахом Дионисием Малым) вкралась ошибка. Поэтому сейчас большинство христианских служителей культа на этот вопрос отвечают иначе: он приходил примерно две тысячи лет назад.

Иисус Христос родился от женщины по имени Мария и от Святого Духа. Он принёс людям истинное учение и искупил грехи людей (на вопрос, что значит “искупил”, отвечает особое учение). По ложному обвинению Иисуса Христа арестовали и казнили, распяв его на кресте. Он умер, но на третий день после смерти воскрес, а на сороковой день после воскресения вознёсся на небо.

Учение о втором пришествии Иисуса Христа. Это учение отвечает на вопросы о сроках, способе и цели второго пришествия. Время второго пришествия - божественная тайна. Иисус Христос прилетит на облаке. А целью является осуществление конца света. Конец света включает в себя воскрешение мертвых, обновление тел живых, страшный суд над живыми и мертвыми и установление счастливой жизни для праведников на земле.

Макарий Д.Б., архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Том II. Новое издание. Санкт-Петербург, 1857.

“Когда придёт этот великий день, Господу неугодно было открыть нам”. (С.468)

“В этот же великий день совершатся следующие великие события: придёт с неба Господь судить живых и мёртвых, который упразднит Антихриста явлением пришествия Своего; по гласу Господа воскреснут мёртвые на суд и изменятся живые, произойдёт самый суд над теми и другими и вообще над всем миром; последует кончина мира и наступление благодатного Царства Христова...” (С.473)

“Кончина мира будет состоять не в том, будто он совершенно разрушится и уничтожится, а в том, что он только изменится и обновится посредством огня.”(С.487)

Монах Митрофан. Загробная жизнь. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря “Скит”. М., 1994.

“Все воскреснут, какого бы рода смерть их не постигла: потонувшие, сгоревшие, съеденные зверями, птицами, убитые злыми людьми, самоубийцы.” (С.361)

“Все воскреснут в одном равном возрасте и состоянии ...”(С.362)

“Апостол Павел довольно подробно пишет о всеобщем воскресении в Послании к коринфянам: в момент воскресения мёртвых, мы, ещё живущие на земле, мгновенно изменимся, сообразно новому, загробному духовному бытию. То есть умрём и тотчас же опять воскреснем...” (С.362)

Учение об искуплении. Согласно главной идее этого учения, Иисус Христос своими страданиями и своей смертью искупил грехи всех людей. Это означает, что он дал верующим возможность попасть в рай, освободил их от угрозы быть в аду (или ещё говорят: от угрозы вечной смерти). До его смерти рай был закрыт. Это было наказание всем людям за первородный (т.е за самый первый в истории человечества) грех Адама и Евы (они съели запретный плод). Поскольку в рай никого не пускали, все, кто умер, - и праведники, и закоренелые грешники находились в аду. Участь грешников и праведников в аду была разной: грешников подвергали мучениям, праведников не мучили, они просто должны были ждать возможности быть переведёнными в рай. После смерти своего земного тела Иисус Христос сошёл в ад и перевёл находившихся там праведников в рай. А новые праведники стали прямо поступать в рай.

Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти. - В журнале: Москва, 1991, N9

“После падения Адама, продолжает епископ Игнатий, когда рай был закрыт для человека и херувим с огненным мечом был поставлен охранять его , ... и праведники, и грешники нисходили в ад.” (С.155)

Макарий Д.Б., архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Том II. Новое издание. Санкт-Петербург, 1857.

“Он... снизошёл в ад... и извёл оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного... Сходил в ад душою своею и Божеством в то время, как тело Его находилось во гробе...” (С.138)

* * *

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства. Каждая из христианских конфессий, без всякого исключения, опирается на Библию, книгу, которая была именно в это время сформирована и признана Священным Писанием христиан. Вероучение официального античного христианства легло в основу вероучений всех возникших впоследствии христианских конфессий. Каждая из конфессий, в большей или меньшей мере, унаследовала те вероучительные идеи, которые сформировались в первые пять веков существования христианства.

В частности, все девять основных положений вероучения античных христиан унаследовали православие, лютеранство, баптизм, пятидесятничество... Восемь из девяти названных положений воспринял католицизм (кроме учения античных христиан о загробной жизни), шесть из девяти воспринял адвентизм (о Библии, о сверхъестественных существах, о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, об искуплении). Меньше всех восприняли Свидетели Иеговы: о Библии, о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о первом пришествии Иисуса Христа, об искуплении и ещё частично о сверхъестественных существах (восприняли представления об ангелах и бесах, но выработали другое представление о Боге).

Все христианские конфессии дополнили воспринятые ими религиозные учения своими специфическими религиозными учениями. На вопрос, какими именно, мы ответим в следующих главах учебного пособия.





Hosted by uCoz