В.Н.НИКИТИН

САЕНТОЛОГИЯ

(Рабочий вариант главы для будущей книги.)

Религия или не религия? Относительно саентологии велись и продолжают идти споры по вопросу: религия это или не религия? В ходе этих споров чётко обозначились две основные точки зрения. Первая: саентология - это не религия. И вторая: саентология - это религия.

Первую точку зрения, в частности, представляют некоторые работники телевидения. Так 25 марта 2000 года телекомпания ТВЦ показала программу “Российские тайны. Расследование ведёт ТВЦ””. И в этой программе неизвестный мне диктор произнёс слова, написанные неизвестным мне работником телекомпании. Но раз они произнесены значит выражают точку зрения руководства и редакции этой телекомпании. Вот эти слова: “Секта саентологии меньше всего напоминает религиозную организацию. Впрочем, если признать, что деньгам и шпионажу можно поклоняться как Богу, тогда это действительно религия”. Отвлечёмся от особенностей языка работников телекомпании, который иллюстрирует низкий уровень их культуры (ибо культурные люди не будут оскорблять других людей за то, что они имеют свои собственные взгляды на мир). Обвинение в шпионаже (естественно, без единого факта - где же их взять?) - это низ нравственного и интеллектуального падения. Однако работники телевидения имели право предположить, что сообщество саентологов не религиозная, а коммерческая организация. Единственное, что от них требовалось. - выразить свою точку зрения в цивилизованной, культурной форме.

Вторую точку зрения, в частности, представляет доктор философских наук, профессор Евгений Михайлович Бабосов (живёт и работает в Минске). В газете “Право на свободу” (Москва, 1999, выпуск 3) в статье “Сущность дианетики и саентологии” он утверждает: “Саентология - это, несомненно, религия…” К этой точке зрения присоединяется и автор данного курса лекций. .

Другое дело, что во многих религиях к собственно религиозному элементу (к вере в сверхъестественное и обрядам, адресованным сверхъестественному ) добавляется (присоединяется ) нерелигиозный элемент (пропаганда нравственных норм, некоторых научных знаний, социальное служение и др.) В саентологии этот нерелигиозный элемент занимает значительное место.. Какой именно нерелигиозной деятельностью занимаются саентологи?. На мой взгляд, в их нерелигиозной деятельности важное место занимают пропаганда определённой суммы научных знаний (философских, психологических педагогических, медицинских,) и определенные процедуры психологического воздействия на личность.

В то же время, на мой взгляд, было бы неправильно утверждать, что организация саентологов по своей сущности - организация коммерческая. По всем словарям коммерческая деятельность - это торговая деятельность. ("Коммерция, Торговля, торговые операции. Прил. Коммерческий , -ая, ое. Коммерческая операция. Коммерческая сделка.") Коммерческий момент в их деятельности присутствует, ибо они продают свою литературу, свою видео и аудио продукцию, получают плату за свои услуги. Но коммерческий момент имеет место во всех религиозных организациях, и он является необходимым средством реализации права этих организаций на распространение своих взглядов. Коммерческий момент не делает религиозные организации коммерческими организациями. В рыночном обществе существовать без коммерческого (торгового) момента невозможно. Что касается платы за услуги, то следует иметь в виду, что по правилу, принятому в организациях саентологов, по письменному требованию граждан, принимавших участие в платных саентологических религиозных практиках и не получивших удовлетворения от них, уплаченные деньги будут полностью возвращены. Другое дело, что впоследствии обращаться к саентологам за психотерапевтической помощью эти граждане уже не смогут (им откажут в этом).

Где и когда возникла саентология? Саентология возникла в Соединённых Штатах Америки в пятидесятых годах двадцатого века. Первая община саентологов возникла в 1954 году в городе Лос-Анджелесе (США). К концу пятидесятых годов общины саентологов были организованы в американских городах Вашингтоне, Нью-Йорке, Сиэтле, Майами. Общины саентологов к началу шестидесятых годов были созданы также в Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке.

На начало 1998 г. конфессия саентологов, по их собственным подсчётам, насчитывала около 8 млн. последователей в более чем 100 странах. Последователями саентологии считаются все, кто принимают регулярное участие в её процедурах, а данные процедуры осмысливаются руководителями саентологов как “религиозные практики”. Однако следует указать на одну организационную особенность саентологии: она разрешает своим последователям одновременно быть сторонниками других конфессий. Словом, руководители саентологов разрешают, в частности, своим сторонникам одновременно быть и православными. Другое дело, что православные священники на этот вопрос смотрят иначе.

Основателем саентологии был американский гражданин Лафайет Рон Хаббард. Напомню, что основателями называют первых идеологов и организаторов той или другой религии. Что можно сказать о нём дополнительно? В литературе есть две разных биографии Хаббарда. Одна – белая, светлая, сугубо положительная ; другая – чёрная, тёмная, сугубо отрицательная. В них сходятся только два момента: ответы на вопросы: когда он родился (в 1911 году) и когда он умер (в 1986 году) . Все остальные характеристики Хаббарда не просто разные, а прямо противоположные.

Светлая биография написана последователями Хаббарда. В ней о Хаббарде пишут как о выдающемся философе, педагоге, просветителе. Согласно этой биографии, он прославился и как мастер художественной фотографии и как писатель-фантаст. В книгах саентологов утверждается, что его романы “Поле боя- Земля”, “Страх” и серия романов “Миссия –Земля” (в 10 томах) стали бестселлерами. Хаббард проявлял инициативу во многих сферах человеческой деятельности ( как лётчик в воздушных представлениях, как географ в научных экспедициях, принимал участие в экспериментах по радиопеленгации, в борьбе с наркоманией и др.) и везде добивался выдающихся результатов. В книге-справочнике “Что такое саентология?” (Копенгаген, 1998) Хаббард прямо назван гением: “…Только раз в несколько сотен или тысяч лет рождается гений. Таким человеком и является Л.Рон Хаббард, основатель Саентологии”. (С.54)

Тёмная биография написана православными богословами. В частности она излагается в книге профессора богословия Александра Леонидовича Дворкина “Сектоведение” (Нижний Новгород, 2000) . Эта книга напечатана по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.. Далее, чтобы быть более точным я буду приводить только цитаты с указанием страниц из названной мною книги Итак, по мнению Дворкина, Хаббард был “патологическим лжецом(с.167); “до конца жизни оставался рабом наркотиков” (с.171); “судами многих государств Хаббард был признан преступником” (с.187);страдал “тяжёлыми психическими расстройствами” (с. 188); “Хаббард … сатанист” (с.172); “душу свою дьяволу продал” (с.189).

В связи с двумя последними цитатами приведу одно интересное контрвозражение петербургских учёных – кандидата психологических наук Богданова и доктора биологических наук Репьева. В научной статье о саентологии они пишут, что некоторые православные богословы “с лёгкость неимоверной называют сатанизмом всё, что выше уровня их понимания”.

Итак, великий гуманист и гений или преступник и псих? Как вам, студентам, характеризовать Хаббарда? В таких ситуациях культурный человек должен руководствоваться двумя правилами. Первое: надо знать все основные существующие точки зрения. И второе: надо, руководствуясь фактами и логикой, вырабатывать собственную точку зрения. Собственная точка зрения может совпадать с одной из существующих, а может и отличаться от них всех.

А что было легче вырабатывать свою точку зрения, познакомлю вас и с третьим взглядом на личность Хаббарда. Это точка зрения автора курса лекций. Я думаю, что Хаббард был талантливый человек (о чём свидетельствуют его книги) и порядочный человек (о чём свидетельствует отсутствие сообщений о его судимостях; в частности, Дворкин ни одного факта не привёл)). Однако, как и все люди, он в чём-то ошибался.. Так, Хаббард отрицал, что его работы имеют какое-то отношение к психологии. Но достаточно обратиться к его книгам, чтобы убедиться, что они имеют не только философское и педагогическое, но и психологическое содержание. Если философ он хороший, то писатель-фантаст – средний. Это опять же видно по его книгам. Заявление, что Хаббард был гением, на мой взгляд, является преувеличением.

Но повторяю: студенты должны иметь собственный взгляд на проблему. С моей точкой зрения, как и с двумя предыдущими, не обязательно соглашаться.

Каково соотношение саентологии и дианетики? В одних своих книгах Хаббард излагал учение, которое назвал “дианетикой”, в других – учение, которое назвал “саентологией”. И организации саентологов во всём мире называют себя по-разному: одни –“саентологическими центрами”, другие – “центрами саентологии”. Если вы пойдёте в нашем городе по Лиговскому проспекту , то у дома №33 увидите любопытную вывеску. Издалека видны слова “Дианетика”. А подходите ближе и видите, что более мелкими буквами написано: “Саентологический центр”. И, естественно, возникают два вопроса. Первый: отличаются ли дианетика и саентология друг от друга или это просто два разных названия одного и того же явления? И второй. Если отличаются то как? Как целое и часть или как две разные части какого-то другого целого?

Но сначала скажу об этимологии терминов “дианетика” и “саентология”. Оба термина ввёл в общение Рон Хаббард: “дианетика” - в 1950 году, “саентология” - в 1952 году.

Слово “саентология” образовано из двух слов: из английского “сайенс” (“наука”, “знание”) и греческого “логос” (“учение”, “получение знаний”). Таким образом,. слово “саентология” на русский язык можно перевести как “знание о том, как получить знания”. Отмечу одну особенность написания слова “саентология”: в одних работах (самих саентологов или исследователей саентологии) это слово пишут с прописной (большой) буквы, в других - со строчной (маленькой). Я буду в собственном тексте писать это слово со строчной буквы, а в цитатах - повторять особенности правописания авторов этих цитат.

Слово “дианетика”сконструировано из греческих слов “диа” (“через”) и “ноус” (“душа”, “разум”). Буквальный перевод слова на русский язык означает следующее: “То, что действует через разум”. Сейчас саентологи определяют дианетику следующим образом: “Дианетика - это методика, разработанная Л. Роном Хаббардом, которая может помочь снизить силу нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний”. Пока это не очень понятно и требует толкования. Оно будет дано дальше в тексте лекции.

Каково же соотношение между саентологией и дианетикой? По моему убеждению, саентология – это целое, а дианетика – часть этого целого. Образно говоря, саентология – это квартира, а дианетика – комната в этой квартире. Саентологию можно разделить на две части. Первая часть саентологии – это и есть дианетика. А вторая часть – это саентология – недианетика Чем же саентология-дианетика отличается от саентологии-недианетики.? Чтобы ответ был понятным, надо предварительно познакомить вас с учением саентологов об инграммах.

Инграммы, по учению саентологов. – это вошедшие в бессознательную часть психики болезненные следы прошлого (или следы физической боли, или следы болезненных переживаний). Правда, термина “бессознательная часть психики” саентологи не употребляют. Они говорят, что инграммы хранятся в так называемом “реактивном уме”. Но, с точки зрения религиоведения, выражения “реактивный ум” и “бессознательная часть психики” по отношению к данному учению являются синонимами. Далее, по учению саентологов, эти следы прошлого могут всплывать наружу и вторично причинять физическую боль и болезненные переживания людям. Так вот, дианетика – в теоретической своей части – это учение об инграммах, а в практической – это процедуры, направленные на преодоление инграмм и их последствий. Эта часть саентологии относится к нерелигиозному элементу религии (ибо здесь нет веры в сверхъестественное).

Вся остальная саентологическая теория и все остальные саентологические процедуры не являются дианетикой. В теоретическую часть саентологии–недианетики входят следующие пять групп идей: 1) религиозные идеи, 2) философские идеи, 3) психологические идеи, 4) педагогические идеи и 5) медицинские идеи. Религиозные идей, которые составляют сердцевину целостного учения, и делают саентологию религией.

Общая характеристика вероучения. Поскольку саентология - это также и религия, то у нее, как и у всякой религии, есть вероучение. В вероучении можно выделить три основных элемента: учение о Боге, учение о душе и учение о загробной жизни.

Но прежде, чем конкретно характеризовать названные религиозные учения, следует ответить на вопрос, есть ли у саентологов “священные книги” (“Священное Писание”)? Сами саентологи считают, что Священное Писание у них есть. В своём справочнике они следующим образом сформулировали данную точку зрения: “Имеет ли Саентология Священное Писание? Да, труды и магнитофонные записи устных выступлений Л. Рона Хаббарда в совокупности составляют Писание религии”. Поддерживает данную точку зрения и исследователь саентологии Е.М.Бабосов: “саентологи верят… в Священное Писание (труды Л. Рона Хаббарда)”.

Однако у автора курса лекций другая точка зрения. Дело в том, что во всех религиях “священными книгами” (“Священным Писанием”) называют только такие книги, которые так или иначе освящены авторитетом Бога (или богов). В данном же случае в саентологической литературе ничего не говорится об освящении книг и магнитофонных записей Хаббарда божественным авторитетом. И поэтому, на мой взгляд, труды Хаббарда надо квалифицировать не как “священные книги”, а как “наиболее авторитетные книги” в саентологическом движении. Точно так же у марксистов труды Маркса и Энгельса квалифицируются не как священные, а как наиболее авторитетные. Выражение “священные книги” и в марксизме (по отношению к трудам Маркса и Энгельса), и в саентологии (по отношению к трудам Л. Рона Хаббарда) может использоваться только в образном, переносном смысле.

Всего Л. Роном Хаббардом было написано и опубликовано 38 книг по саентологии.

Учение о Боге. В учении о Боге можно выделить две части или два учения второго порядка.

Первая часть учения о Боге отвечает на вопрос6 каковы свойства Бога? В учении о Боге подчёркивается наличие у Бога двух основных свойств (атрибутов): Творец Мира и Управитель Вселенной (Верховное Существо) Саентологи не называют Бога по имени. В литературе, в богослужениях и в устном общении вместо имени собственного они употребляют названия его атрибутов, называя Его Творцом и Верховным Существом.

Вторая часть учения отвечает на вопрос: каковы формы общения людей с Богом? На языке саентологов формы общения с Богом называются “религиозными практиками”. Поэтому “переведём вопрос на язык саентологов: какие религиозные практики существуют в саентологии? Общение с Богом, по учению саентологов, человек устанавливает в следующих основных формах: через особую процедуру, которая называется одитингом (общение ведущего - одитора - с другим человеком или с группой людей), через обучение (или в саентологических семинарах или при помощи саентологической литературы) и через участие в саентологических богослужениях. Слово “одитинг” (с ударением на первом слоге) введено в оборот Хаббардом. Оно образовано от латинского “аудирэ”, что значит “слышать” и “слушать”. Общение через одитинг и обучение являются в саентологии главными формами общения индивидуума с Богом. Участие в этих двух формах общения с Верховным Существом обязательно для саентолога. Третья форма - общение через участие в богослужении - форма желательная, но не обязательная. Другими словами, можно не участвовать в богослужениях и быть саентологом. Но нельзя быть саентологом, не изучая саентологии и не участвуя в процедуре одитинга.

Интересно то обстоятельства, что в общении с Богом через одитинг и обучение, по учению саентологов, могут участвовать и атеисты (то есть люди, не верящие в существование Бога). Так, в справочнике саентологов указывается, что в 1997 году во всем мире в саентологическом обучении и в одитингах участвовало 23,8% атеистов. С точки зрения саентологии, не так важно, что человек думает о существовании Бога, как то, что он делает на практике (ибо практика может быть именно формой общения с Богом).

Участие в религиозных практиках - это пока общение с Богом отдалённое. Но, благодаря этому участию и в соответствии с уровнем этого участия, человек может приблизиться к Богу. В философской части саентологии есть учение о восьми динамиках. Именно оно объясняет, в каком смысле через религиозные практики люди приближаются к Богу.

Первые семь динамик - это сферы существования человека. В каждой динамике человек стремится к выживанию в особом качестве. Первая динамика: - существование в качестве индивида; вторая – в качестве члена семьи; третья – в качестве члена социальной группы; четвёртая – в качестве частички человечества; пятая – в качестве частички живой материи: шестая – в качестве частички Вселенной; седьмая – в качестве духовного существа. В настоящее время подавляющее большинство людей (за исключением наиболее активных саентологов) находятся в седьмой динамике в несовершенном виде. Религиозные практики сначала приближают, а затем и приводят людей к пребыванию человека в седьмой динамике в совершенном виде, к так называемому состоянию “полной свободы”.

Восьмая динамика - это сам Бог. Когда человек достигает состояния полной свободы, он вступает в прямой контакт с Богом. Как писал Л. Рон Хаббард, “только достигнув седьмой динамики и обретя её во всей полноте, он (человек) откроет для себя истинную восьмую динамику”.

Те из саентологов, кто осознали существование Бога и ощущают потребность в общении с ним через богослужение, посещают эти богослужения по воскресеньям. Во время богослужения ведущий (его называют “священником”) зачитывает кредо саентологов, зачитывает отрывки из работ Хаббарда, проводит групповой одитинг, под его руководством все присутствующие на богослужении произносят хором молитву саентологов, которая называется “Молитвой о полной свободе”.

“16 июля 2000 года я присутствовал на воскресном богослужении саентологов в Санкт-Петербургском центре “Дианетика”. В зале сидели на стульях примерно 50 человек. В 10.05 из служебной двери появилась молодая женщина, встала за кафедру и объявила, что она поведёт воскресную службу. Потом я узнал, что её зовут Ирина Коскинен, что она одитор и женщина-священник. Всего в данном центре три священника: один мужчина и две женщины. Ведущая (будут так для краткости называть женщину-священника) В начале службы ведущая зачитала кредо Церкви Саентологии:

В Кредо говорилось, что в Церкви Саентологии верят в то, что люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права, что все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычав, что законы Бога запрещают человеку разрушать себе подобных… (Полностью Кредо можно прочитать в ряде книг, издаваемых саентологами, и, в частности, в книге: Л.Рон Хаббард. Саентология 0-8. Книга основ. М., 2000. С.263-264).

Затем были прочитаны ей же два отрывка из трудов Хаббарда, при этом чтение второго отрывка было названо проповедью.

В 10.32 ведущая объявила, что она проведёт групповой саентологический одитинг, сказала, что во время этого процесса ей будет помогать Александра. Как я выяснил потом, помощь заключалась в том, что “помощница” делала замечания и давала советы ( в очень вежливой и культурной форме) тем, кто на одитинге вёл себя не совсем правильно. В частности замечания был удостоен и я, потому чтов начале одитинга не выполнял команды, которые ведущая давала присутствующим.

Одитинг продолжался до 11.23. Как я понял, его целью было улучшить самочувствие присутствующих, поднять им настроение. После одитинга присутствующие действительно выражали удовлетворение его результатом . Сам одитинг заключался в том, что ведущая давала команды (задавала вопросы, ставила определённые задания), а присутствующие на них реагировали (или давали дружный ответ хором на поставленные вопросы, или дружно докладывали о выполнении заданий). Причём многие команды и соответственно доклады о их выполнении повторялись многократно (до 7-10 раз).Приведу несколько звуковых зарисовок.

- Это настоящее время?

- Да!!!

- Хорошо. В настоящем ли времени пол?

- Да!!!

- Хорошо. В настоящем ли времени стул?

- Да!!!

- Спасибо. Здесь ли ваша голова? Вы не оставили её дома?

- Нет!!!

- Что же, давайте потрогаем её и выясним это.

- (Разрозненные голоса) Здесь… На месте…

- Спасибо. Здесь ли ваша голова?

- Да!!!

- Она не ушла?

- Нет!!!

- …

- Хорошо. Теперь попрошу вас выполнить небольшое упражнение. Представьте перед вами небольшую точку в пространстве. Представили?

- Да!!!

- Спасибо. Теперь она пусть вам скажет : “Привет!” Сказала?

- Да!!!

- Отлично. А вы ответьте ей: “Хорошо!”

- Хорошо!!!

- …

- Спасибо. Есть ли в этой комнате другой человек?

- Да!!!

- Хорошо. Давайте хорошенько проверим это.

- (Присутствующие смотрят друг на друга, трогают другу друга) Да… Есть…

- Спасибо. Скажите ему :“Привет!”.

- Привет!!!

И так далее, и тому подобное.

После одитинга по предложению ведущей присутствующие поделились своими мыслями и чувствами о богослужении и о других формах практики, рассказали о своих “успехах” (так на языке саентологов называются случаи преодоления боли, отрицательных эмоций у себя и у близких при помощи дианетических процедур). Среди высказываний было у одной женщины и такое: “Воскресные службы дают мне заряд на целую неделю”.

По команде ведущей все встали и дружно произнесли следующую молитву:

- Поможет Творец этой Вселенной всем людям прийти к пониманию своей духовной природы. Ширится осознание и понимание жизни, дабы все могли познать Творца Вселенной. И достигнут все остальные этого понимания, несущего полную свободу . В этот час мы думаем о тех, чья свобода под угрозой; о тех, кто лишён свободы за свои убеждения; о тех, кто порабощён или замучен; и обо всех тех, с кем обращаются жестоко, кто попал в ловушку или подвергается нападкам. Мы молимся о том, чтобы права человека соблюдались, чтобы люди могли свободно веровать и исповедовать свою веру, чтобы на нашей земле вновь была обретена свобода. Свобода от войны, нищеты и нужды; свобода быть, свобода делать и свобода иметь. Свобода использовать и осознавать потенциал человека - потенциал, данный Богом и равный божественному. И свобода достичь такого понимания и осознания, которые и есть полная свобода. И позволит Бог, чтобы так оно было.

В заключение богослужения было сделано несколько объявлений.

Богослужение закончилось в 11.45

Учение о душе. В этом учении три части. Первая отвечает на вопрос: каким термином саентологи называют душу? Этот термин “тэтан”. Догадайтесь с одного раза, кто именно ввёл его в оборот… Правильно, Хаббард. Термин произошёл от греческой буквы “тэта”, которая на протяжении долгого времени использовалась для обозначения мысли или духа. Тэтан - это саентологический эквивалент того, что в других религиях называется термином “душа”. Саентологи считают, что слово “душа”, употребляемое в других религиях, успело приобрести много разных значений, а потому недостаточно точно выражает сущность явления, о котором идёт речь. И поэтому они убеждены, что для обозначения этой духовной сущности необходим был новый термин.

Вторая часть учения о душе отвечает на вопрос, каково соотношение понятий “человек” и “тэтан”? В слове “человек” саентологи выделяют два значения: широкое и узкое. В широком значении термина человек в понимании саентологов – это то же, что называется человеком в словаре Ожегова и Шведовой: “Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия труда…”. А в узком значении термина человеком саентологи называют то явление, которое в других религиях называют душой, в психологии – психикой, а сами саентологи – тэтаном. Другими словами, в этом значении термина для саентологов слова “человек” и “тэтан” – синонимы. Из саеннтологического справочника приведу следующее высказывание, в котором слово “человек” используется сразу в двух значениях. “Человек состоит из трёх частей: тело, разум и сам человек - духовное существо или тэтан”.

Третья часть учения отвечает на вопрос: какие свойства имеет тэтан? Обычно в религиозных учениях душе приписывают пять свойств: 1) способность не подчиняться законам природы, 2) независимость от тела , 3) целостность, 4) сотворённость Богом и 5) бессмертность. Все пять свойств души признают и саентологи. Но плюс к этому они считают, что душе (тэтану) принадлежит ещё и шестое свойство: способность ещё в этой жизни временно покидать тело. А затем вновь возвращаться в него. Это явление саентологи называют “экстериоризацией”.

Что такое Саентология? Справочник. Копенгаген. 1998.

“Может ли человек экстериоризоваться (отделиться от тела) в процессе одитинга?

Экстериоризация является таким состоянием тэтана, т.е. самого человека, когда он находится вне своего тела и обладает полным или неполным восприятием, но тем не менее способен контролировать своё тело и управлять его движением. Экстериоризация - это личное дело каждого. Известно, что многие саентологи имели подобный опыт, поэтому не будет большим сюрпризом, если и вы в какой-то момент своего одитинга сделаете то же самое.

В одитинге это может произойти в любой момент. Когда человек экстериоризируется, он становится уверенным в том, что он является самим собой, а не телом.” (С.551)

Учение о загробной жизни. Собственно самого термина “загробная жизнь” саентологи не употребляют. Но, с точки зрения религиоведения, термин “загробная жизнь” является обобщающим для обозначения любой следующей жизни, кроме нашей сегодняшней. Загробная жизнь (или “следующая жизнь” в терминологии саентологов) имеет два этапа. Отсюда и две части учения о загробной жизни.

Первая часть учения отвечает на вопрос: каково содержание первого этапа загробной жизни? На первом этапе тэтан переселяется из одного тела в другое. Для обозначения первого этапа саентологи употребляют французское слово “реинкарнация” (хотя по существу этот этап можно назвать и санскритским словом “сансара”, ибо идея переселения души впервые возникла в Индии). Саентология в понимании первого этапа загробной жизни отличается от восточных религий (буддизма, индуизма, сикхизма) двумя моментами. Во-первых, саентологи считают, что: в следующих жизнях тэтан не может приобретать плоть животных или растений (как утверждают восточные религии), он может приобрести только плоть человека. Во-вторых, если в восточных религиях существует понятие кармы (закона, определяющего характер следующего перерождения), то в саентологии понятия кармы нет и характер следующего перерождения ничем не объясняется.

Вторая часть учения о загробной жизни отвечает на вопрос: каково содержание второго этапа загробной жизни? В восточных религиях сансара, хотя и длительна, но не бесконечна. Через какое-то время наступает (хотя и не для всех) возможность выхода из сансары-реинкарнации. И этот выход рассматривается как более благоприятное состояние, чем пребывание в сансаре. А как в саентологии? Обещает ли она тэтану более благоприятную перспективу, чем сансару? Да, обещает, хотя речь об этой перспективе идёт в довольно обтекаемых, абстрактных тонах. Цепь рождений и смертей может быть прервана для тех тэтанов, которые достигнут духовного совершенства (состояния полной свободы) через многократное повторение процедуры одитинга и процесса обучения.. Это высшее состояние, к которому должен стремиться человек. В этом состоянии тэтан способен контролировать материю, энергию, пространство и время. В этом состоянии он решает свою дальнейшую судьбу сам: приобретать ли новое тело или существовать далее вечно в качестве чистого духовного существа. Более подробные характеристики этого состояния неизвестны. Но известно то, что пребывание в этом состоянии является высочайшим блаженством.

Что такое Саентология? Справочник. Копенгаген. 1998.

“Общепринятое определение “реинкарнации” было изменено по сравнению с его первоначальным значением. Слово стало означать “рождаться вновь в различных формах жизни”, тогда как его первоначальное определение “рождаться вновь во плоти или в другом теле”. В Саентологии придерживаются этого последнего первоначального определения “реинкарнации”.

Сегодня в Саентологии множество людей имеют определённую уверенность в том, что они жили до этой жизни.” (С.531)

“Саентологи верят, что тэтан будет жить ещё очень много жизней. Последователи иудаизма и христианства верят в то, что душа живёт лишь однажды. Это объясняет, почему саентологи стремятся улучшить этот мир: они знают, что вернутся в него жить снова.” (С.562)

“Главный путь к духовной свободе лежит через “одитинг”, одну из двух основных религиозных практик саентологического учения. Достигнув свободы, человек избавляется от бесконечного цикла рождений и смерти и обретает полное осознание, память и способности, не зависящие от плоти И здесь мы имеем дело с духовным существом, которое “является причиной над жизнью мыслью, материей, энергией, пространством и временем, осознающим себя причиной и желающим ею быть”. (С.562)

Средства массовой информации и саентология. Когда в средствах массовой информации (а чаще всего - по телевидению) сообщают о “тоталитарных сектах”, которые заслуживают, как минимум, нравственного осуждения и, как максимум, юридического запрещения, то, как правило, среди этих “плохих сект” называют и организацию саентологов. В чём их обвиняют? В шпионаже, в издевательстве над символами христианства, в поклонении Сатане, в том, что их организация является коммерческой, а не религиозной, в “зомбировании” доверчивых клиентов и во многих других грехах. Делается это прямо (когда именно саентологов называют субъектами морально отрицательной или даже преступной деятельности) и косвенно (когда сообщают действительные факты о действительных преступлениях тех или иных религиозных фанатиков-несаентологов и тут же делают намёки, что саентологи, де, тоже в этом повинны). Чтобы не быть таким же голословным, как и обвинители саентологов, перейду к изложению фактов. Рассмотрю сначала подробно как типичную ту телепередачу, о которой речь уже шла.

В начале лекции я приводил выдержку из выступления теледиктора кампании ТВЦ от 25 марта 2000 года, в котором было сделано заявление, что организация саентологов является коммерческой, а не религиозной. В этом же выступлении в их адрес было брошено обвинение в шпионаже. Но это ещё не весь букет обвинений. Здесь же тот же таинственный теледиктор заявил следующее: “Погружение в тайные знания саентологии однако часто приводит к необратимым последствиям для психики… Внешне выглядит чуть ли не забавно. На самом деле человека зомбируют”. И это ещё не всё. Оказывается саентологи просто занимаются убийствами граждан: “Один руководитель предприятия, который входил в сферу интересов саентологической секты, был зверски убит”.

В последней части телепередачи выступил православный митрополит Кирилл. Он говорил не конкретно о саентологах, а о той опасности, которую несут “многие секты”. Но поскольку большая часть телевизионного “следствия” (напоминаю, что программа называлась “Расследование ведёт ТВЦ”) была посвящена именно саентологам, то у телезрителей-телеслушателей не могло быть никаких сомнений, что речь идёт, если не только, то, по крайней мере, в первую очередь именно о них. Наш народ, - сказал православный митрополит, - не должен ни в коем случае заблуждаться по поводу того, что в лице сект он имеет опасного врага, целью которого является духовное растление нашего народа. Совершенно ясно и очевидно, что многие секты несут с собой опасность не только для духовного состояния человека, но и для физического здоровья, для благополучия общества”. Относительно “многих сект” (а в контексте данной телепрограммы это значило и обязательно относительно саентологов) митрополит не постеснялся дать ориентировку правоохранительным органам: “И я думаю, что всё это (“всё это”, как мы убедились, - это духовное растление и разрушение физического здоровья, - В.Н.) должно быть предметом для серьёзнейшего исследования со стороны правоохранительных органов”.

Что можно сказать относительно данного “телевизионного следствия”? По своему существу, это было не телевизионное следствие, а телевизионный судебный процесс. И этот судебный процесс имел ярко выраженную “специфику”: в нём было два “прокурора” (теледиктор и православный митрополит) и не было ни одного адвоката. Не было дано слово и самому “обвиняемому” (т.е. представителям Церкви Саентологии). В свете специфики телепередачи, суть которой состояла в затыкании рта противоположной стороне, просто насмешкой выглядели заключительные слова теледиктора: “Мы за свободу рассмотрения объективной (выделено мной, - В.Н.) информации о деятельности сект на территории России”.

Попробую, хотя и с опозданием, но всё же выступить в роли адвоката. Прежде всего отмечу, что, по моему убеждению, некорректно относительно организации саентологов употребление термина “секта” и тем более - “тоталитарная секта”. Термины “секта” и “сектанты” вообще надо вывести из употребления, ибо надо считаться с психологией верующих людей. Было время, когда на них не обижались, тогда их можно было употреблять. Поскольку сегодня они психологически воспринимаются верующими как ругательства и оскорбления, постольку культурные люди от употребления этих слов должны отказаться. Тем более надо отказаться о прилагательного “тоталитарная”, ибо оно вызывает ассоциации с фашизмом. К тому же, когда речь идёт об организации саентологов, употребление термина “секта” бессмысленно в любом контексте. Организация саентологов ни в каком отношении не может называться сектой. Если выделить главное во всех определениях секты, которые даются в словарях, то надо указать на то, что секта возникает в процессе откола части верующих от господствующей церкви. А от какой церкви откололась организация саентологов? Ни от какой церкви она не откалывалась. Организация саентологов возникла в середине ХХ века в США в “чистом поле”: в силу наличия у части общества потребности в существовании организации данного типа и благодаря пропагандистской и организационной деятельности Рона Хаббарда

В то же время выражения “деструктивная религиозная организация”, “деструктивное религиозное объединение”, “деструктивная конфессия” и т.п. и допустимы, и целесообразны. Однако есть одно обязательно условие: так надо называть те организации, объединения, конфессии, которые признаком деструктивности (от латинского “деструкцио” - “разрушение”) в действительности обладают. Обвинять же в “деструкции” конфессии только потому, что нам не нравятся их взгляды на мир, не годится. И если мы изменим терминологию телепередачи от 25 марта 2000 года с нежелательной на приличную, то формула обвинения будет сведена к утверждению, что общество саентологов есть деструктивная организация. Справедливо ли это обвинение? По моему убеждению, нет.

. Особенность выступлений телевизионных “прокуроров” состояла в том, что все выдвинутые ими обвинения были голословными. Ни одного факта! Ни одного! Правда, есть один “якобы факт”: как сказал теледиктор, “один руководитель предприятия был зверски убит саентологами”. Но подлинным фактом является только то обстоятельство, что обвинение в зверском убийстве прозвучало с телеэкрана. А само убийство предпринимателя саентологами не факт, а обыкновенная клевета. Чтобы обвинение перестало быть клеветой, а стало сообщением факта, совершенно необходимо было сказать: кого именно убили? когда именно убили? причём здесь саентологи? какой суд доказал факт убийства предпринимателя саентологами? Ведь с таким же “успехом”, я могу утверждать, что работники телекомпании ТВЦ зверски убили одного саентолога.

Относительно обвинения, что организация саентологов не религиозная, а коммерческая, я уже говорил. Обвинение в “зомбировании”, во-первых, как и все остальные обвинения, голословно. А во-вторых, оно говорит о том, что обвинители не имеют никакого представления об основных принципах деятельности саентологов. Под зомбированием понимается жёсткое внушение, когда человеку навязывается чужая воля, противоречащая и его собственной воле, его личному опыту и его интересам. В саентологии в целом и в дианетике в частности проводится в жизнь принцип, прямо противоположный зомбированию: “В Саентологии считается, что каждому человеку следует думать самостоятельно. В Саентологии для человека истиной является только то, что он лично наблюдал и знает, что это истинно”. Добавлю к сказанному один момент из своих наблюдений: многие саентологи носят на одежде значки с надписью “Думай сам!”.

Данная телепередача отнюдь не была единственной. 20 июля 1920 года подобное “телешоу” организовала телекомпания ОРТ в программе с названием “Добрый день”. Четыре “прокурора” (ведущая; журналист, которого ведущая отрекомендовала как специалиста по “деструктивным сектам”; православный диакон Кураев; православный священник отец Евгений) при отсутствии “адвокатов” с экрана телевизора и с позиции православия громили “деструктивные секты”. В этой передаче в одну кучу “деструктивных сект” свалили и те религиозные организации, которые действительно нарушали законы ( сатанисты, АУМ сенрикё, Белое Братство, некоторые общины пятидесятников-харизматиков) и те, которые являются законопослушными (организации виссарионовцев, кришнаитов, саентологов).

Все религиозные организации, о которых шла речь в передаче, в том числе и организацию саентологов, диакон Кураев скопом обвинил в распространении лжи:: “Обязательным признаком секты является ложь, которую они сообщают о себе окружающим”. Кроме того, саентологи были удостоены этим православным специалистом по “деструктивным сектам” специального обвинения в тайной поддержке сатанизма. Вот что буквально сказал диакон Кураев: “Саентологи говорят: “У нас наука, психология и так далее. У нас много духовности. У нас есть знак. Смотрите: это крест, у которого из центра исходят ещё четыре луча по диагонали. Что это означает? Это сияющий крест, символ христианства”. Но когда пройдёшь по ступеням посвящения в эту секту, тебе пояснят, что на самом деле - это зачеркнутый крест и что на самом деле - это знак сатанизма”. Является фактом, что саентология с уважением относится ко всем цивилизованным религиям, в том числе и в первую очередь к религиям христианским. Уважая другие религии, саентологи уважают и их символы, в том числе и символ христианства - крест. Однако это не значит, что свой символ - крест с восьмью лучами - они выдают за повторение христианского креста. Эта выдумка целиком лежит на совести диакона Кураева. Вот что пишут о своём символе сами саентологи: “Это восьмиконечный крест, представляющий восемь частей или динамик жизни… Саентологический крест символизирует способность жить счастливо в каждой из этих сфер существования. Интересно отметить, что крест существовал как символ ещё до возникновения христианства”.

Но если выдумка Кураева о приспособлении саентологов через свой символ к христианству безвредна, то другой его домысел - о том, что саентологи, де, сами признаются, что они зачёркивают христианский крест, ибо в действительности являются сатанистами, - носит опасный характер, ибо он провоцирует неприязнь и вражду доверчивых граждан к саентологам. Только находясь “по другую сторону телевизора” и не опасаясь “получить немедленно сдачи” (т.е. разоблачения), можно безответственно провозглашать: “Но когда пройдёшь по ступеням посвящения в эту секту, тебе пояснят, что на самом деле - это зачеркнутый крест и что на самом деле - это знак сатанизма”. Где факты о том, кто кому и когда это пояснил? Где факты о сатанистской практике саентологов? Или она, сатанистская практика, так тщательно законспирирована, что о ней не знает ни один саентолог в мире? Если фактов нет (а их нет), то мы опять имеем дело с клеветой. По рецепту диакона Кураева можно выстроить следующее обвинение в адрес православия: “У католиков четырёхконечный крест, а у православных - восьмиконечный. Причём одна доска в православном кресте проведена наклонно. Когда пройдёшь по ступеням посвящения в православие, тебе пояснят, что эта доска означает перечёркнутый католический крест и является знаком сатанизма”. Конечно, такое обвинение в адрес православия является идиотизмом. Но это идиотизм не всерьёз, а для примера. Но ведь Кураев-то провозгласил свой идиотизм не для примера, а всерьёз.

Мои личные наблюдения. а также наблюдения ряда других учёных ( в частности уже упомянутых выше доктора наук, философа и религиоведа Е.М.Бабосова, доктора наук, биолога С.И.Репьева, кандидата наук, психолога В.А.Богданова) позволяют утверждать, что объединения саентологов - это законопослушные организации, которые отличаются от других законопослушных организаций (в том числе от православных) только другими взглядами на мир и другим характером религиозных процедур. Но другие взгляды на мир и другие религиозные процедуры сами по себе не являются преступлением.

Православные богословы о саеннтологии. И последний конкретный анализ. Остановлюсь на том, что пишет о саентологах известный православный богослов Александр Леонидович Дворкин. На основе своих лекций, которые он читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, он издал солидную книгу о “тоталитарных сектах” в России (Александр Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород. 2000. 693 страницы.) Книга получила благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В книге рассказывается более чем о 30-ти религиозных организациях. И все они скопом, все вместе, названы" тоталитарными сектами”.

Одно из первых мест в этом “позорном списке” занимает организация саентологов. Начну с того, что именно саентологам Дворкин предъявляет самые большие обвинения, утверждая, что организация саентологов - это "одна из наиболее опасных в мире сект" (стр.40), что она "самая страшная из всех сект" (стр.163), что "это не религиозная, а политическая организация фашистского типа" (стр.203), что "саентология - это не просто зло, это Зло с большой буквы (стр.205) что членов этой организации "могут заставить совершать преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, отказавшимися пойти за ним в секту" (стр.41). Всё это и голословно, и оскорбительно.

Что касается утверждения, что руководители организации заставляют рядовых саентологов порвать с родными и близкими, сошлюсь на собственный опыт. Мой взрослый сын разделяет многие идеи саентологов (хотя и не все) и десять месяцев был даже штатным сотрудником петербургского Саентологического Центра (ушёл не потому, что нашёл что-то преступное, незаконное, "опасное" и "страшное" в идеях и деятельности Центра, а потому, что его не устроил уровень заработной платы). Так вот никаких "фактов" о "науськивании" детей на родителей он не знает, а что касается моих отношений с ним (а я явный не саентолог), то они всегда были и остаются прекрасными.

Дворкин утверждает, что у саентологов применяется система тонкого гипноза (см. стр.178). На основе опыта личного, близких мне людей и некоторых других религиоведов и психологов утверждаю противоположное: никакого гипноза в саентологии нет.

В главе о саентологии очень много места уделено истории организации и личности покойного основателя движения Рона Хаббарда. И история, и личность рисуются в самых чёрных тонах. Можно предположить, что где-то Дворкин прав, где-то не прав, но суть дела не в этом. К ответу на вопрос, является ли сегодняшняя организация саентологов "наиболее опасной" и "самой страшной", история и личность основателя не имеют никакого отношения. Вспомним, что история католицизма (и личности многих средневековых католических лидеров) с позиций гуманизма выглядит просто ужасно, а современный католицизм с этих же позиций выглядит прекрасно.

Дворкин пытается доказать вывод, что саентологи страшны и опасны всегда и всюду. Но в книге много ссылок на "плохое поведение" саентологов в разных странах мира, но нет ни одного факта о подобном же поведении саентологов в России. Почему? Ведь мы же живём в России. И выводы хотим сделать прежде всего и главным образом о России. В конце концов, можно допустить, что в одной стране саентологи ведут себя плохо, а в другой - хорошо. А может быть, дело в том, что факты о России легко проверяемы?

На ряде страниц книги Дворкин высмеивает ту картину мира, которую считают правильной саентологи (см. стр.184-187, 195-199). Конечно, в критике тех или иных мировоззренческих положений, с которыми автор не согласен, ничего зазорного нет. Однако делать это надо спокойным, не издевательским тоном. И при этом надо помнить три вещи. Первая: все религии в мировоззренческом плане не согласны друг с другом. Вторая: атеизм в мировоззренческом плане не согласен ни с одной религией. (И поэтому с таким же успехом с позиции любой другой религии или атеизма можно за мировоззренческую картину мира критиковать и православие, которое представляет Александр Дворкин). И третья: мировоззренческие ошибки, если даже они есть, не были, не являются и не могут быть основанием для того, чтобы зачислять религиозные организации в разряд "опасных" и "страшных".

Я допускаю, что по отдельным позициям в своей книге Дворкин сообщает действительные факты. Но дело в том, что они не работают на его вывод о том, что "саентология - это Зло с большой буквы". Так, например, вполне возможно, что внутри организации были и психически неполноценные люди (см. стр.193) . Но такие люди встречаются внутри многих религиозных организаций (в том числе и в православии). Заслуживает внимания критика автором программы "очищения" (см. стр. 192-193). Речь идёт о предложенной саентологами программы излечения от алкоголизма. Однако следует признать, что автор критики не врач, а решать вопрос о вредности, безвредности или полезности данной программы должны именно медицинские работники. Поэтому его критику следует рассматривать не как приговор программе, а как предложение провести экспертизу этой программы специалистами. И уже экспертиза должна установить: можно ли сохранить данную программу, можно ли её улучшить или следует её закрыть.

А в целом и в главном то, что господин Дворкин написал о саентологии, в лучшем случае заблуждение, а в худшем - клевета.

Так явной клеветой является его оценка морального кодекса саентологов, ибо он не мог не знать, какие именно моральные нормы пропагандируют в своих книгах саентологи. Дворкин пишет: "Из сатанизма берут свое начало дианетика и саентология. Как известно, особое место в жизни сатанистов занимает глумление над общечеловеческими ценностями. Они называют грехами честность, порядочность, супружескую верность" (стр.206). Клеветой является не утверждение, что сатанисты ведут себя аморально, а сваливание в одну кучу сатанистов и саентологов. Чтобы убедиться в том, что Дворкин и здесь пишет о саентологах напраслину, мы познакомимся в конце лекции с их моральным кодексом.

Есть ли польза от саентологических процедур? Мои наблюдения и наблюдения ряда других учёных позволяют также утверждать, что процедуры. практикуемые саентологами, приносят реальную пользу многим участникам этих процедур (хотя не всегда и не всем). Содержание этой пользы в преодолении или уменьшении степени болезненных ощущений, в повышении эмоционального тонуса участников саентологических процедур, в получении знаний о своих возможностях и умений и навыков эти знания реализовать. В отдельных случая саентологические процедуры снимают или по крайней мере ослабляют алкогольную зависимость. (Факт ослабления алкогольной зависимости я наблюдал лично.) Факторами этой пользы (то есть средствами её получения) являются психотерапевтический эффект саентологических процедур (такой эффект присутствует в религиозных обрядах всех религий) и распространение в процессе саентологической деятельности определённой суммы научных знаний (психологических, медицинских, философских). Как я уже говорил, в деятельности саентологов переплетаются собственно религиозная деятельность и некоторая "порция" научной деятельности.

Наличие психотерапии в своих процедурах сами саентологи отрицают. Но, на мой взгляд, в этом отношении они ошибаются.

Почему же польза приносится "не всегда и не всем"? Потому что не все болезненные состояния можно снять (или даже уменьшить) при помощи психотерапии, а также потому, что внушение (а это сердцевина психотерапии) на некоторых людей в определённых ситуациях просто не действует.

Но и та частичная помощь, которую саентологи оказывают многим людям, заслуживает признания и благодарности в их адрес. Лично у меня саентолог при помощи ассиста (это одна из саентологических процедур) снял на некоторое время головную боль.

Саентология и психотерапия. Остановлюсь далее на одном дискуссионном моменте. И спорить здесь мне приходится на два фронта: с одной стороны, с самими саентологами, а с другой - с критиками саентологов. Как я уже писал (а в устном изложении, как я неоднократно говорил), со мной не обязательно соглашаться. Культурный человек просто должен знать, с чем именно он согласен или не согласен. А это означает, что он должен познакомиться с основными точками зрения на ту или иную проблему. А соглашаться или не соглашаться с той или иной точкой зрения - это уже его личный выбор.

Дискуссионный момент - это проблема психотерапии в саентологии. Сами саентологи отрицают наличие психотерапии в их религиозной практике. Вот что они заявляют в своём справочнике: Имеет ли Саентология сходство с гипнозом, медитацией, психотерапией или другими терапиями в области душевного здоровья? Ни малейшего сходства. На самом деле она явилась результатом исследования Л. Роном Хаббардом гипноза и многих других практик в области душевного здоровья, поскольку он видел необходимость в практических решениях проблем человека. В своей книге “Дианетика - современная наука душевного здоровья” он писал о том, что нашёл гипноз и психотерапию опасными и непрактичными”. (Все слова выделены мной, - В.Н.)

В то же время в литературе в адрес саентологов публикуется обвинение в том, что они оказывают психотерапевтические услуги гражданам, не имея на то соответствующих лицензий. Типичным в этом отношении является следующее высказывание кандидата психологических наук А.А.Скородумова: “В целом же многие процедуры, практикуемые в Центре Дианетики, являются по своей сути социально-психологическими и психотерапевтическими услугами. Это понятно практически всем, кто имеет базовое психологическое или психотерапевтическое образование. Подобные услуги требуют соответствующей подготовки персонала, а большинство услуг должно быть лицензировано”. (Все слова выделены мной, - В.Н.)

Я согласен со Скородумовым, что психотерапия, конечно же, присутствует во всех религиозных практиках саентологов. Но я не согласен с ним, что эти услуги надо лицензировать. Почему? Об этом чуть позже. Сначала остановлюсь на точке зрения самих саентологов, отрицающих наличие психотерапии в их процедурах.

Психотерапия по определениям, которые даются в словарях, - это метод лечения и метод поднятия эмоционального тонуса людей психическим воздействием на них через гипноз или внушение. В беседах со мной саентологи-активисты (организаторы религиозных практик) категорически отрицали наличие в их процедурах гипноза и внушения. Мои наблюдения, беседы с участниками саентологических процедур, изучение литературы (как саентологической, так и антисаентологической), а также личное участие в двух процедурах привели меня к выводу, что гипноза в саентологических процедурах действительно нет, а внушение присутствует. Мне представляется, что категорическое отрицание существования внушения в саентологии (а на этой основе и психотерапии) объясняется слишком узким пониманием содержания термина “внушение”. Внушение понимается саентологами как нечто отрицательное, как навязывание чужой воли человеку. Словом, внушение отождествляется с зомбированием.

Я же думаю, что зомбирование только одна из форм внушения. Это внушение-зло. Но наряду с внушением-злом существует и внушение-добро. Внушение-добро не расходится с интересами человека, а соответствует его интересам. Внушение-вообще (и внушение-добро и внушение- зло), на мой взгляд, есть средство утверждения веры во что-то главным образом через слово. Но не только, ибо внушение подкрепляется эмоциональной окраской сказанного, жестами, мимикой, фактом симпатии к человеку, который внушает и рядом других моментов. Внушение усиливается при ссылке на авторитеты., при частом повторении одних и тех же слов и предложений, при добавлении к словам определённых процедур (закрыть глаза, сосредоточить внимание на определённых словах и др.).

Вера, как я говорил в одной из первых лекций, есть оценочное состояние психики. Иначе говоря, вера - это такое состояние психики, когда люди оценивают определённую информацию, как истинную или ошибочную. И к этому убеждению они приходят двумя способами: 1) через процедуру доказывания, в которой определяющую роль играет личный опыт, и 2) через процедуру внушения, что равнозначно принятию на веру такой информации, которая или не доказывалась(в данном случае), или в принципе не может быть доказана. Такое внушение обычно подкрепляется самовнушением., Саентологи провозглашают, что надо верить только в то, что подкрепляется личным опытом. Хорошо бы! Но, увы, это нереально. Познавательные возможности каждого отдельного человека ограничены. И люди очень часто вынуждены верить друг другу на слово, то есть через внушение. Дети верят родителям, учащиеся - учителям, больные - врачам… И такое внушение присутствует, по моему убеждению, в саентологических процедурах. И поэтому лечебное и оздоровительное воздействие на людей в саентологии есть не что иное, как результат психотерапии.

И так понимаю сущность внушения не только я В доказательство того, что здесь я не одинок , приведу несколько цитат из статьи одного психолога.

Игорь Губерман. Власть внушения. - В журнале "Юность", 1972, № 5.

"Внушение - это то духовное влияние, которое оказывают люди друг на друга. Оказывают словами (основное зерно внушения), интонацией, мимикой и жестами, собственными поступками и действиями, самим фактом своей симпатии, отвращения. ненависти, любви или страха. Внушение - это всякое "производимое на психику впечатление", попадающее в мозг помимо сознательного контроля разума, - в чём его основное отличие от убеждения." (С.98)

"Внушение вообще непременно содержится в любом, совершенно любом общении людей. Совет, указание, высказывание собственного мнения уже таят в себе внушение. Любая речь - это внушение действенное или исчезающее впустую... Внушают родители детям. наставники - ученикам, говорящие - слушателям, врачи - пациентам, все люди - друг другу... Для успеха внушения необходима вера слушателя (зрителя, участника) в честность или знания, добросовестность или могущество, доброжелательность или правомочность - короче, в авторитет внушающего..." (С.99)

Но, повторю ещё раз, что всё сказанное выше о внушении и вере - это только личное мнение ряда психологов и религиоведов (в том числе и моё), с которым вовсе не обязательно соглашаться.

Но я хочу возразить и кандидату психологических наук Скородумову, который фактически предлагает ввести лицензирование тех психотерапевтических услуг, которые оказываются саентологами. Опять я скажу: хорошо бы, но не реально. Дело в том, что саентология в этом аспекте, в аспекте психотерапевтического воздействия на своих последователей, не исключение, а подтверждение правила. Все религии, без исключения, имеют психотерапевтическую функцию. Эта функция может быть выражена в большей или меньшей мере, сочетаться с другими добрыми или вредными результатами, может сознаваться или не сознаваться, но она всегда есть. Собственно говоря, для религиоведов утверждение, что религия как социальное явление имеет психотерапевтическую функцию, является прописной истиной. А поскольку у нас все религии равны перед законом, то невозможно требовать лицензирования психотерапевтической деятельности саентологических одиторов, не требуя одновременно лицензирования такой же деятельности православных и католических священников, протестантских пасторов, иудейских раввинов и т.д. И понятно, что сегодня такое требование всеобщего лицензирования было бы равнозначно предложению запретить религию вообще.

В то же время мысль о том, что крайне желательно, чтобы служители культа во всех религиях (в том числе одиторы в саентологии) обладали определённой частью психологических и медицинских знаний на уровне государственных стандартов, является плодотворной. И, видимо, такое положение дел надо рассматривать как идеал, к которому надо постепенно двигаться. И начать можно с пропаганды этой идеи средствами массовой информации, с одобрения в средствах массовой информации деятельности тех религиозных организаций, которые выдвигают на пасторские должности лиц, получивших психологическое или медицинское образование. А продолжить можно через организацию для служителей культа в высших учебных заведениях своеобразных курсов повышения квалификации.

Моральный кодекс саентологии. Моральным кодексом саентологии я называю систему моральных рекомендаций и запретов, которые содержатся в трудах Хаббарда и одобряются современными саентологами. Главной работой Хаббарда в данном отношении является работа "Дорога к счастью". В моральном кодексе саентологии можно выделить общую и специфическую части.

В общей части содержатся нормы, присущие многим религия, в частности и в особенности христианству. Есть в общей части “золотое правило нравственности” (так его назвали философы): поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой. Есть призывы любить ближних и помогать им, уважать старших, помогать детям., быть трудолюбивыми, быть верными своим сексуальным партнёрам. Общая часть морального кодекса запрещает убийство, воровство, ложь, все незаконные действия, осуждает пристрастие к алкоголю и наркотикам. В этой части содержатся призывы поддерживать правительство, работающее для народа, соблюдать законы, беречь и улучшать окружающую среду.

В специфической части содержатся нормы, присущие только саентологии или, в крайнем случае, очень немногим религиям. Наиболее существенной специфической нормой морального кодекса саентологов, на мой взгляд, является требование уважительного отношения к другим религиям. В отличие от многих других религий саентология разрешает своим последователям двойное членство. От тех, кто стал саентологом, не требуется отказа от других религиозных верований и соответственно от членства в других религиозных организациях.

Специфическими, хотя и спорными, являются советы не испытывать необходимости в похвале, одобрении или сочувствии, не испытывать желания нравиться или вызывать восхищение.

Специфическими являются также следующие требования: быть компетентными; иметь собственное мнение, основанное на личном опыте; вести социально активный образ жизни; открыто критиковать все злоупотребления и принимать меры, чтобы положить конец этим злоупотреблениям; поддерживать гуманные усилия в области прав человека; работать над достижением свободы слова в мире; поддерживать свободу религии; делать этот мир разумнее и лучше.

В целом моральный кодекс саентологии содержит в себе гуманное. позитивное содержание и заслуживает одобрения.

 

Автор - Никитин Владимир Николаевич г Все права защищены.

При воспроизведении ссылка на автора обязательна.

Любое коммерческое и рекламное использование данного текста возможно только с согласия Автора



Hosted by uCoz