РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

 

Глава 6. Иудаизм.

Возникновение иудаизма. Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Другое название иудаизма - иудейская религия. Последователи иудаизма называют себя иудеями. Иудей это не национальность, а принадлежность к национальной религии. Все иудеи считаются евреями, но не все евреи являются иудеями. Мы написали: “все иудеи считаются евреями”. А почему не написали: “являются евреями”? Дело в том, что в принципе иудеями могут стать и неевреи по рождению. Но такие люди должны показать знание священных книг, вероучения, обрядности иудаизма и пройти через определённые ритуалы. После того, как неевреи по рождению становятся иудеями, они одновременно объявляются и считаются евреями.

На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической.

Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма. При этом следует принять во внимание, что тот год, который мы называем 2000-м, по иудейскому календарю, является 5760-м от сотворения мира1 .

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Почему религию стали называть словом “иудаизм”? Здесь у историков есть две гипотезы. Первая выводит название религии из названия одного из еврейских племён. Еврейский народ в те далёкие времена делился на племена. И каждое племя имело свой вариант древнееврейской религии. Главным и наиболее многочисленным было племя, которое называло себя именем одного из своих вождей: племенем Иуды (Иуда в переводе с древнееврейского означает “Хвалите Господа”). Древнееврейская религия в том виде, в каком она существовала у этого племени и стала главным идейным истоком иудаизма. От названия племени и произошло название религии - иудаизм.

Вторая гипотеза выводит название религии из названия государства, в котором возникла монотеистическая религия. Государством, которым правил царь Иосия, называлось Иудейским царством или кратко - Иудеей. Отсюда и религия этого царства стала называться иудаизмом.

Архив кафедры религиоведения РГПУ им.А.ИГерцена1. Фонд "Иудаизм". Дело 1. Запись интервью, взятого В.Н.Никитиным 28 января 1999 г. у раввина, ректора Санкт-Петербургской иешивы (религиозной школы) Хаима Толочинского.(Интервью взято в связи с прочтением рукописи главы “Иудаизм”)

“ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Вы пишете, что иудаизм возник в VII в. до н.э. Но это не так. Первая и основная идея иудаизма - это единобожие. А единобожие появилось значительно раньше.

НИКИТИН:

- Вы хотите сказать, что поклонение единому Богу началось с Адама. Я правильно Вас понял?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Да. А потом началось искажение религии.” (Лист 1.)

География иудаизма. Сколько в мире иудеев? В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев2. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев3. Естественно, не все евреи были иудеями. А сколько же? Некоторый ориентир даёт социологическое обследование, проведённое в 1990 г. в США. Согласно данным этого обследования, иудеями оказались две трети всех евреев, проживавших в США4.

Поскольку один из источников5 указал, как евреи в 1995 году количественно распределялись между странами, постольку, исходя из гипотезы, что распределение иудеев между странами пропорционально распределению евреев, можно сделать вывод об основных странах, в которых проживают иудеи. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в одной 40 процентов, в другой 30. В какой 40? Хочется сказать в Израиле, но на самом деле - в США (а в Израиле - 30 процентов). Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев. А вообще-то иудеи есть в каждой стране, где есть евреи. Скажем, в Японии евреев - около тысячи человек, а значит, в Японии должны быть и иудеи.

Конфессии в иудаизме. Напоминаем, что конфессиями называют малые религии, на которые делятся большие религии. В иудаизме есть четыре конфессии.

Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Слово “ортодоксальный” образовано от греческого “ортодоксос”: “правильно верящий” (во что-то), “правильно славящий” (кого-то). Наиболее распространённый перевод слова “ортодоксальный” - “православный”. Если принять во внимание этот перевод, то получается парадоксальный перевод названия главной конфессии: “православный иудаизм”. Ортодоксальный иудаизм ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. О его вероучении подробный разговор пойдёт позже. А сейчас несколько слов о трёх других конфессиях.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

Следует отметить, что богословы ортодоксального иудаизма признают караимство и хасидизм течениями в иудаизме. Но они отказываются признавать иудаизмом реформированный иудаизм.

Общая характеристика вероучения ортодоксального иудаизма. Далее речь пойдет о вероучении главной конфессии, т.е. о вероучении ортодоксального иудаизма. Но для краткости, имея в виду именно ортодоксальный иудаизм, мы будем употреблять слово “иудаизм”.

Вероучение является главной характеристикой любой религии. Одна религия отличается от другой в первую очередь и главным образом своим вероучением. В вероучении отражаются многие важные моменты культа, ибо вероучение требует определённых культовых действий, объясняет многие обряды, формулирует правила их совершения. Любое вероучение структурно, т. е. оно делится на относительно самостоятельные части. Однако это деление на части официально не формулируется ни в священных книгах, ни в богословских работах. Поэтому деление на части (ещё говорят: на элементы) носит условный характер. Однако для более ясного, более чёткого понимания сущности любой конфессии структурное представление о вероучениях является необходимым. В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений (или можно сказать: восемь основных религиозных учений). Это учения: 1/ о священных книгах, 2/ о сверхъестественных существах, 3/ о Машиахе (Мессии), 4/ о пророках, 5/ о душе, 6/ о загробной жизни, 7/ о пищевых запретах, 8/ о субботе.

Порядок изложения положений вероучения определяется особенностями конфессий и методическими задачами учебного материала. Во многих случаях целесообразнее начинать разговор о вероучении с характеристики учений о сверхъестественных существах. Но в некоторых случаях, в частности при изложении вероучения иудаизма, целесообразнее вначале рассказать о священных книгах.

Учение о священных книгах. Поскольку в учебном пособии в данной главе мы в первый раз характеризуем “священные книги”, постольку, прежде чем говорить, какие именно книги у иудеев считаются священными, остановимся на значении слова “книга”. Примем во внимание, что это слово имеет три значения. В первом значении книга - это произведение, т.е. некоторый целостный смысловой текст (например: книгой является роман М.А.Шолохова “Тихий Дон”). Во втором значении книга - это относительно большая часть книги-произведения (например: роман М.А.Шолохова “Тихий Дон” делится на четыре книги-части). В третьем значении книга - это том, т.е. некоторое количество страниц в одном переплёте (например: роман М.А.Шолохова “Тихий Дон” одни издательства издают в четырёх книгах-томах, другие в двух книгах-томах). Конечно, книга-часть всегда меньше книги-произведения. Но соотношение между книгой произведением и книгой-томом может быть разным. Одна книга-том может включать себя несколько книг-произведений (примером может послужить любой сборник детективных романов). И в то же время одна книга-произведение может быть издана в нескольких томах (как пример, мы уже приводили роман М.А.Шолохова “Тихий Дон”, который издаётся и в четырёх томах, и в двух томах).

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”). Термин “тора” имеет в иудаизме несколько значений. Когда мы говорим, что Тора это первая священная книга иудаизма, то используем это слово в первом и основном значении. О других значениях этого слова мы скажем позже. Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. Это аббревиатура, о содержании которой мы скажем тоже позже. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Теперь о значениях слова “Тора”. Первое (самое узкое): это первые пять книг Танаха. Второе: это Танах в целом (иудейские богословы называют его “письменной Торой”). Третье: это Талмуд и некоторые другие религиозные произведения (всё это вместе богословы называют “устной Торой”; считается, что содержание устной Торы Бог тоже изложил Моисею, а Моисей в устной форме передал людям). Четвёртое (самое широкое): всё знание, которое Бог передал людям как в письменной, так и в устной форме.

Адин Штейнзальц. Мудрецы Талмуда. М., Институт изучения иудаизма в СНГ. 1996.

“Письменная Тора. Письменная Тора включает Пятикнижие, Книги Пророков и Писания. В узком смысле - только Пятикнижие.

Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим - Пятикнижие, Пророки, Писания). Письменная Тора, состоящая из Пятикнижия, книг Пророков и Писаний.

Тора. Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Танаха...

Устная Тора. Еврейская традиция, основы которой были получены на Синае. Устная Тора, представляющая собой главным образом развёрнутое толкование Письменной Торы, передавалась из поколения в поколение без записи вплоть до периода Мишны. Устная Тора состоит из следующих частей: Мишна, Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, Тосефта, Брайты, Галаха и Агада.” (С.174-175)

Архив... Фонд "Иудаизм". Дело 1.

“ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Надо иметь в виду, что слово “Тора” имеет несколько значений. Первое значение: Пятикнижие Моисеево. Второе: Танах. Танах - это то, что мы называем “письменной Торой”. Третье: устная Тора. Всевышний дал Моисею две Торы. Одну, которую Моисей записал. Первая Тора и называется “письменной Торой”. А вторая часть информации называется “устной Торой”. Эта информация должна была передаваться от учителя к ученику в устной форме. На сегодняшний день устная Тора тоже записана. Первый кодекс устной Торы называется Мишна. Четвёртое: всё знание, которое Всевышний через Моисея дал людям, то есть письменная и устная Тора, вместе взятые.” (Лист 2.)

Учение о священных книгах (1.Тора). Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору.

Как появилась Тора? Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Здесь необходимо пояснение. Если верующие и употребляют слово “автор” применительно к Моисею (а также к другим людям, которые записывали дарованное Богом знание), то не в обычном, привычном для нас смысле. Моисей и другие, подобные ему, были авторами не в том смысле, что они что-то сочинили сами, а в другом: они оформили в письменном виде знание, полученное ими от Бога.

Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Но как начала создаваться? Сразу в письменной форме или сначала в устном варианте? И здесь у историков есть две точки зрения. Одни считают, что первые отрывки Торы сначала создавались в устной форме, и только в Х в. до н.э. их стали записывать. Аргумент: самый древний письменный документ на еврейском языке, дошедший до нас, датируется именно этим веком1. Другие историки полагают, что уже первые отрывки Торы записывались. Их аргумент: письменность у евреев в XIII в. до н.э. уже существовала, но письменные документы не сохранились. Причина: древние евреи писали тушью на глиняных черепках, а во влажном климате Палестины черепки со временем рассыпались2 . Но все историки сходятся на том, что закончена была запись Торы и её редакция в V в. до н.э. Далее историки думают, что Тору написали люди, имена которых остались неизвестными, за исключением одного. Единственное имя, которое известно (оно упомянуто в самом тексте Торы), - это иудейский служитель культа по имени Ездра.

Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Теперь вопрос к вам, читатели: вы читали какие-либо отрывки из Торы? Тем, кто ответил “нет”, дополнительный вопрос: а отрывки из первых книг Библии? И если вы отрывки из первых книг Библии читали, то вы читали и отрывки из Торы. Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (книг-произведений). Другое дело, что внутри Библии Тору называют не Торой, а Пятикнижием Моисеевым. К тому же всем пяти книгам Торы христиане дали другие названия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Учение о священных книгах (2.Танах). Танах это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. О первой части Танаха скажем чуть позже, сначала - о второй и третьей. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.

А теперь о первой части Танаха. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Да, да. В тексте книги нет опечатки. Именно так. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом.

Объясним, почему вторая священная книга иудаизма называется Танахом. От каждой части книги раввины взяли по первой букве: Т (от Торы), Н (от Невиим) и Х (от Хтувим). Между буквами поставили соединительную гласную “а”. Вот и получился Танах.

Танах тоже перешел в христианскую Библию. Библия делится на две основные части. Танах стал первой частью Библии с тремя изменениями (два из них внесли все христианские конфессии, третье - некоторые из них). Первое изменение: христиане назвали Танах Ветхим Заветом. Второе: из двадцати четырех книг Танаха христиане сделали тридцать девять. И третье: к тридцати девяти книгам современного Танаха некоторые конфессии (в частности православие) добавили ещё одиннадцать (они входили в состав некоторых древних вариантов Танаха).

Как появился Танах (Ветхий Завет)? И здесь во взглядах богословов мы нашли две точки зрения. Общее у них в тезисе, что Танах в целом, как и Тору в частности, людям дал Бог. Но роль людей в этих точках зрения обрисовывается по-разному. В одном случае говорится, что, как и Тору, Бог дал Танах людям через Моисея. Но если знание, заключённое в Торе, было записано Моисеем, то знание, заключённое в остальной части Танаха, он передал в устной форме. Затем в период времени с XV (или второй вариант: с XIII в.) до IV в. до н.э. оно было записано людьми, которые были избраны Богом для этой миссии. Во втором случае богословы говорят, что роль Моисея ограничилась получением Торы (Пятикнижия), а содержание остальных книг Танаха (Ветхого Завета) получили от Бога другие люди.

Протоиерей Сергий Антиминсов. Протоиерей Александр Мень как комментатор Библии.- В журнале: Москва,1992 , N .1

“Согласно православному учению, Библия - это слово Божие, то есть единственная в мире книга, автором которой является сам Бог. Правда, каждая из её составных частей имеет и своего человеческого автора пророка или апостола, но его роль сводится к тому, чтобы “оформить”, выразить на человеческом языке сообщаемое ему святым Духом Божественное Откровение. Идейное содержание принадлежит Богу, и лишь способ выражения мыслей человеку”. (С.183-184)

Историки говорят, что Танах создали только люди (около 80 человек) в период времени от XIII в. до н.э. до I в. до н.э.

Учение о священных книгах.(3.Талмуд). Талмуд - это некоторое количество книг-томов. Сколько же именно? В оригинале (а оригинал написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. В переводах (за счет повторения текста оригинала, комментариев и др.) получается больше. Так, на английском языке Талмуд составляет 36 томов. На русском языке Талмуд не издавался (в 1996 г. вышел лишь один, первый том).

На какие части можно разделить книги-тома Талмуда? И здесь имеются две точки зрения. По одной, которую мы разделяем, все книги-тома Талмуда делятся на три части: 1) на Мишну, 2) на палестинскую Гемару и 3) на вавилонскую Гемару. Когда говорят Талмуд, то имеют в виду все три части. Когда говорят палестинский Талмуд, то имеют в виду Мишну и палестинскую Гемару. Когда говорят вавилонский Талмуд, имеют в виду Мишну и вавилонскую Гемару. Согласно второй точке зрения, Талмуд это только Гемара, а Мишна это особая, отдельная группа священных книг (в этом понимании Талмуда у иудеев оказывается не три, а четыре группы священных книг: Тора, Танах, Мишна и Талмуд).

Мишна по своему содержанию - это комментарий к Танаху вообще и к Торе в особенности. Слово “Мишна” означает “Повторение”. В религиозной литературе иудаизма даются два объяснения этому слову. Первое: Мишну раньше заучивали наизусть, а при заучивании повторяли. Второе: в комментариях к Торе в Мишне Тора как бы повторялась.

И богословы, и историки считают, что Мишну написал в III в. н. э. в г.Тивериада (он расположен в северной части Палестины) иудейский первосвященник Иегуда Ганаси. Но это не значит, что Ганаси был автором всех произведений (их в Мишне называют трактатами), включенных в эту часть Талмуда. В его время существовали уже трактаты-комментарии к Торе и Танаху. Он их переработал, отредактировал и включил в Мишну наряду с собственными оригинальными толкованиями первых двух священных книг.

Гемара по своему содержанию - это комментарий к Мишне. Слово “Гемара” означает “Завершение” . Имелось в виду завершение всех комментариев к Торе и Танаху. В ответе на вопрос, где и когда были написаны обе Гемары, точки зрения богословов и историков совпадают. Палестинская Гемара была написана в Палестине (в городах Тивериада и Лидда) в III-IV веках н.э. Вавилонская Гемара была написана в Вавилонском царстве в городах Сура и Пумбадита (сейчас они на территории Ирана) в III-V веках н.э. И богословы, и историки согласны в том, что в написании обоих вариантов Гемары принимали участие многие религиозные авторы.

Однако богословы, в отличие от историков, считают, что главным автором всего Талмуда является Бог, который передал его содержание людям через Моисея как “устную Тору”.

В XVI веке иудейский богослов Иосиф Каро (жил на севере Палестины) создал краткое изложение Талмуда, которое назвал “Шулхан арух” (“Накрытый стол”). И сегодня Талмуд в основном изучают по этой книге. Каждый желающий стать раввином сегодня должен сдавать экзамен не по знанию Талмуда, а по знанию Шулхан арух. Но это краткое изложение 19-ти томов Талмуда само по себе составляет 4 тома.

Учение о сверхъестественных существах (1. Бог). Богословы учат, что в мире имеется четыре группы сверхъестественных существ. В первую группу входит всего одно существо, но самое главное. Это Бог.

В религиоведческой литературе стало общим местом сообщать, что имя Бога Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Мы приведём ниже два примера, свидетельствующие об этом, но привести их можно было значительно больше. Но сначала укажем, что в иудаистской религиозной литературе мы ни разу не встретили указания на имя Яхве, а в устной беседе раввин и ректор иудейской религиозной школы категорически отрицал, что Бог носит именно это имя. Имя Бога скрыто от людей до времени прихода Машиаха и восстановления Иерусалимского храма - вот то положение, которое по утверждению богослова, исповедует современный иудаизм. Причём написание имени Бога известно: это четыре еврейские буквы, которые называют так: “йод”, “гей”, “вав” и ещё раз “гей”. Само написание имени имеет в научной литературе название “тетраграмматон” (“четырёхбуквие”). Но произношение имени Бога неизвестно, ибо буквы, составляющие имя, носят символический характер. Вместо имени Бога иудеи произносят “замену имени”. К замене относятся термины: Бог, Господь, Всевышний, Творец и другие. В качестве замены имени употребляется также выражение “га-Шем”, что переводится на русский язык, как “это имя”. В письменных религиозных текстах в “замене имени” заменяют одну гласную на дефис: вместо “Бог” печатают “Б-г”, вместо “Господь” - “Г-сподь”, вместо “Всевышний” - “Вс-вышний” и т.д. Это делается для того, чтобы в случае порчи книги не повредить замене имени.

История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском Университете. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.

История иудейского монотеизма. (Автор главы - кандидат философских наук И.А.Тульпе.)

“Бог избрал Моисея на служение и открыл ему своё имя - Яхве...” (С.61.)

А.А.Алов, Н.Г.Владимиров, Ф.Г.Овсиенко. Мировые религии. М., 1998.

“В это время генотеизм (форма политеизма, переходная к монотеизму: признаётся существование многих богов, но поклоняются только одному, -авт.) религии патриархов получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета - союза еврейского народа с Богом Праотцов, названным именем Яхве (“Сущий”, из бытия которого проистекает всё).” (С.396.)

Архив ... Фонд “Иудаизм”. Дело 1.

“ НИКИТИН:

- В рукописи написано, что имя Бога - Яхве. Это правильно?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Такого имени - Яхве - вообще нет. Как произносится имя Бога мы не знаем. Мы произносим замену имени. Мы говорим, например, “га-Шем”, что переводится как “это имя”. Но даже замену в быту просто так не произносим. Замену произносим тогда, когда имеем на это право. например, в молитве.

НИКИТИН:

- Но ведь в беседе со мной вы говорите “Всевышний”...

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Всевышний это тоже замена. Эту замену мне разрешено произносить. А подлинное имя Бога в прошлом произносилось только один раз в году в Иерусалимском храме во время праздника Иом-Кипур. (Десятидневный праздник; считается, что Бог в течение этих дней принимает решение о судьбе каждого человека на следующий год, - авт.)

НИКИТИН:

- А сейчас во время праздника Иом-Кипур вы произносите имя Бога?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Нет, конечно. Его может произносить только первосвященник. И его можно произносить только в храме, а храма сейчас нет. Мы ежедневно ожидаем восстановления храма. Храм будет восстановлен с приходом Машиаха.

НИКИТИН:

- Но за долгие годы после разрушения храма (храм был разрушен римлянами в 70-м году н.э., - авт.) имя Бога могли забыть.

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Мы верим, что придёт Машиах и будет восстановлен храм. А потом все евреи соберутся в Израиле. Первосвященник не будет избираться. Он будет воскрешён. А он помнит имя Бога.” (Листы 2 и 3.)

Можно ли произносить имя Бога? (Статья без подписи.) - В журнале: Пробудитесь! 8 марта 1999 г.

“Согласно вековой традиции иудаизма, имя Бога, Иегова, настолько свято, что его нельзя произносить вслух... В III веке н.э. Мишна провозгласила, что “кто произносит вслух тетраграмматон”, “не имеет удела в будущем мире” (Санхедрин 10:1).

В той части Библии, которая написана на древнееврейском языке (Ветхий Завет) имя Бога передаётся четырьмя буквами: их можно транслитерировать как ЙГВГ. Как именно произносится имя Бога - неизвестно, однако в русском языке принято произношение Иегова.” (С.26.)

Энциклопедия для детей. Том 6. Часть первая. Религии мира. М. 1996.

“При переводе на русский язык существует ортодоксальная традиция сохранять принятое в иврите почтение к Имени и боязнь употребить его всуе в новой языковой среде. Кроме того, следует учитывать, что бумага, на которой напечатан текст, может быть разорвана, использована для бытовых потребностей (будем надеяться, что с этим текстом ничего подобного не случится). В таком случае записанное Имя Божье потерпело бы поношение, поэтому некоторые буквы в именах заменяются дефисом: например: “Б-г”, “Г-сподь”, “Вс-вышний”.” (С.369)

Бог обладает всеми божественными атрибутами: Он сотворил мир; Он управляет миром; Он всеведущ, перед ним открыто прошлое, настоящее и будущее; Он всемогущ и т.п. Современные иудейские богословы утверждают, что Бог бестелесен, поэтому его изображений нет и быть не может. А антропоморфные описания Бога в Торе, Танахе и Талмуде надо понимать символически.

Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970. С.45.

“В трактате Абода-зара (3б) сказано (далее цитируется отрывок из вавилонской Гемары, - авт.) : “Рабби Иегуда говорит: день имеет двенадцать часов. В первые три часа Бог сидит и занимается Торой. Во вторые три часа Он сидит и судит Вселенную; когда Он замечает, что мир заслуживает уничтожения , тогда, встав с трона суда, Он садится на трон милосердия. В третьи три часа Он сидит и питает весь мир, начиная от единорога до яичек насекомых. В четвертые Он сидит и играет с Левиафаном”. (С.45)

Учение о сверхъестественных существах (2. Ангелы). Ангелы в переводе с греческого означает “вестники”. С этой группой сверхъестественных существ мы впервые встречаемся при изучении иудаизма. Но о существовании ангелов говорится также в христианстве и в исламе. Поэтому для лучшего усвоения материала мы предлагаем читателям изложение учения об ангелах (такое учение называется “ангелологией”) в виде ответов на вопросы условной “анкеты”. При этом мы укажем, где все три религии, признающие существование ангелов (иудаизм, христианство, ислам), отвечают одинаково, и где их ответы носят специфический характер. Итак, наша условная “анкета” состоит из девяти вопросов.

1/ Каковы функции ангелов? 1) Каковы функции ангелов? Общий ответ: творить добро, помогать Богу, помогать людям.

2/ Много ли их? Общий ответ: много. В иудаизме и христианстве их считают миллиардами. В книге пророка Даниила, которая входит в Танах, говорится об ангелах, служивших Богу: “тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним” (Дан.,7:10). В энциклопедии “Христианство” выражение “тьмы тем” расшифровывается как “миллиарды”.

3/ Есть ли у них плоть? Общий ответ: нет. Правда, ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми. Но у себя “дома” (т.е. в раю), да и на земле, когда у них нет задачи добиваться того, чтобы их люди видели и слышали , они существуют как чистые духи, не только в смысле наличия лишь добрых намерений, но и в смысле свободы духовной сущности от плоти.

4/ Есть ли у них пол? Раз нет плоти, то нет и пола, ибо признаки пола могут быть только у физического тела. Это тоже общий ответ. А в те моменты, когда ангелы как бы “одеваются” в тело, у них появляются признаки пола или нет? На этот вопрос в литературе ответа нет.

5/ Каково их происхождение? Общий ответ: их сотворил Бог.

6/ Смертны ли они? Иудаизм дает специфический ответ: ангелы делятся на бессмертных и смертных. Подробности - в иллюстративном материале.

7/ Воспринимаются ли ангелы органами чувств? Общий ответ: как правило, нет; как исключение, да. Исключение появляется тогда, когда некоторые ангелы приобретают плоть.

8/ Делятся ли ангелы на младших и старших? Общий ответ: да.

9) Как зовут главного ангела? В иудаизме и христианстве главный ангел есть, в исламе его нет.В иудаизме его зовут Метатрон (возможный перевод с греческого: “стоящий у престола”).

Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

“Первые ангелы... были созданы из света во второй день творения. Cамым главным среди первых ангелов был Метатрон, о котором сказано, что Бог Яхве (автор, как и многие историки, называет Бога этим именем, - авт.) дал ему от своего величия шестьсот тысяч миль в длину и тысячу в ширину...

Ангелы, по Талмуду, создаются не только из света, но и из других стихий: из воды, ветра, огня и т.п. смотря по тому, для какой должности они предназначаются. Так, например, ангелы-послы происходят из ветра, потому что они быстры; ангелы, стоящие перед престолом Яхве, вышли из огня; ангелы, владеющие морями, сотворены из воды. Талмуд утверждает, что каждое слово Божие, каждый выдох из груди Яхве дает жизнь новым ангелам, что “нет ни одной былинки на земле, которая не имела бы своего ангела на небесах”.” (С.48-49)

Флавиан Бренье Евреи и Талмуд. Перевод с французского. Париж, 1928.

(Автор все характеристики ангелов сопровождает ссылками на соответствующие места Талмуда, - авт.)

“Ангелы очень не равны между собою в правах, и лишь небольшое их количество вечно... Эти отдельные избранники были сотворены в начале мироздания, во второй его день; все же остальные погибнут до окончания мира. К тому же Иегова (так Флавиан Бренье называет Бога, - авт. ) создает ежедневно новые полчища ангелов; но эти последние живут лишь одно мгновение; они поют в его честь хвалебную песнь и исчезают. Каждое слово, произносимое Богом, рождает ангела. Двадцать одна тысяча ангелов приставлены к двадцать одной тысяче растений, произрастающих на земле; есть ангелы для диких зверей, для птиц, для рыб и даже для лекарств...” (С.70)

Мифы народов мира. Том 2. М., 1994.

“Метатрон (возможно от греч. “стоящий у престола”)... в иудаистической мифологии “запрестольный ангел”, ближайший к Богу, непосредственно от него получающий приказания... Он, в частности, с вершины горы показал Моисею землю обетованную и шевствовал впереди евреев в пустыне... Исходящий от него свет это часть сияния небесного престола, на который он один имеет право садиться (по другой версии он сидит позади престола)”. (С.149)

Учение о сверхъестественных существах (3. Демоны). Греческое слово “демоны” буквально переводится как “духи”. Но по смыслу демоны - это не просто духи, а злые духи. О существовании демонов говорят не только иудаизм, христианство и ислам, но и ряд других религий. Изложим учение о демонах в иудаизме (демонологию) тоже в виде ответов на вопросы условной “анкеты”.

1/ Каковы функции демонов? Творить зло, быть противниками Богу, быть противниками людям.

2/ Много ли их? Много. Точной цифры в священных книгах иудаизма нет. Но, как минимум, речь идет о сотнях тысяч. Так, например, Талмуд сообщает, что у одной старшей демонихи была свита, в которой находилось 180 тысяч младших по рангу демонов.

3/ Есть ли у них плоть? Нет. Но, как и ангелы, они могут её приобретать, когда являются к людям.

4/ Есть ли у них пол? Логически рассуждая, когда они существуют без плоти, пола у них не должно быть. Но в Талмуде демоны без всяких оговорок делятся на демонов-мужчин и демоних-женщин. Плоти нет, а пол есть. Это для людей кажется непонятным. Но во всех религиях считается, что всё, что людям непонятно, есть “божественная тайна”. В тех же случаях, когда они являются людям во плоти, само собой разумеется, что они делятся на мужчин и женщин.

5/ Каково их происхождение? Иудаизм на этот вопрос даёт сложный и любопытный ответ. По происхождению всех демонов можно разделить на три части. Первую и основную часть сотворил Бог. Зачем Бог сотворил себе противников? Это божественная тайна. Вторая часть демонов сотворена самими демонами. Поскольку они имеют пол, постольку вступают в сексуальные отношения между собой. И от этих отношений, сообщает Талмуд, рождаются новые демонята. Третья часть демонов появилась на свет как результат сексуальных отношений демонов с людьми. В Торе (и соответственно в Библии) рассказывается, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, а в Талмуде сообщается, что Ева была первым человеком, вступившим в сексуальные отношения с демонами. В результате она родила большое количество демонов-девочек. А затем и Адам вступил в сексуальные отношения с демонихой по имени Лилит (“Ночная”), которая родила ему множество демонов-мальчиков. Грешили в этом отношении, согласно Талмуду, и многие другие люди.

6/ Смертны ли демоны? Демоны смертны, правда, они живут значительно дольше, чем люди.

7/ Воспринимаются ли демоны органами чувств? Как правило, нет, как исключение, да.

8/ Делятся ли демоны на младших и старших? Да.

9) Как зовут главного демона? Его зовут Сатан (“Противник”).

Флавиан Бренье. Евреи и Талмуд. Перевод с французского. Париж, 1928.

“В одну из пятниц вечером, когда было уже очень поздно, Бог создал злых духов... Они имеют душу,...но не имеют плоти”. (С.70-71)

Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

“Талмудисты наделяют бесов шестью качествами: “тремя они подобны людям, а тремя - ангелам. Как люди они едят и пьют, размножаются и умирают. Как ангелы они имеют крылья, знают будущее и ходят из одного конца мира до другого” (Абот де рабби Натана, 1-я версия, XXXVII).

Талмуд объясняет происхождение демонов мифом о сотворении первого человека. Рабби Меир говорил, что Адам 130 лет игнорировал Еву, предвидя, что дети её будут смертны (Эрувин 18б). Покинутую и одинокую Еву окружили злые духи мужского пола, от которых она зачала и произвела на свет несметное количество демонов женского пола. Подражая ей, Адам связался с демоном женского пола Лилит и дал жизнь легиону демонов мужского пола (Берешит рабба ХХ, 28)”. (С.50-51.)

Учение о сверхъестественных существах (4. Сверхъестественные животные). В вероучении иудаизма речь идет о трёх группах сверхъестественных животных: птицах, быках и рыбах. Это особые, райские животные. Они отличаются от обычных животных необыкновенно вкусным мясом. Бог их создал для того, чтобы в раю кормить праведников особо вкусной пищей. О райских птицах и райских быках никаких подробностей в вероучении нет. О райских рыбах в Талмуде есть некоторые подробности.

Бог создал для рая две особых рыбы, которые стали царями над всеми остальными рыбами. И дал им имя, которое стало и названием породы, и именем собственным. Это имя: Левиафан (в переводе с иврита: “свертывающийся”, “вьющийся”). Самку Бог убил и засолил её мясо. И этим мясом кормит праведников в раю. Самца он оставил жить в огромном водоёме. Левиафан это огромная рыба длиной свыше 300 миль (в переводе на километры - свыше 500 километров).

Флавиан Бренье. Евреи и Талмуд. Перевод с французского. Париж, 1928.

“...Удовлетворившись своими девятью часами работы, Он садится, зовёт Левиафана, царя рыб, и играет с ним. Левиафан же этот - страшное чудовище... Из боязни, чтобы потомство этого великана не переполнило мир и не погубило его, Бог... убил его самку; он засолил её мясо и эту солонину едят в раю избранные”. (С.67-68)

Учение о Машиахе (Мессии). Машиах - это человек, наделённый особо могущественными сверхъестественными способностями и получивший от Бога специальное задание. В европейские языки это слово вошло с другим звучанием и написанием: Мессия. Слово “Машиах” (“Мессия”) в переводе с еврейского на русский язык означает “Помазанник”, т.е. существо, которое Бог “помазал” (наделил) своей силой. Заметим, что то, что на еврейском языке звучит как “Машиах” (“Мессия”), а на русском как “Помазанник”, на греческом языке звучит как “Христос”. Функция Машиаха - осуществление конца света и установление царства справедливости на земле. После прихода Машиаха воскреснут умершие, все евреи соберутся в Палестине, будет восстановлен Иерусалимский храм и на праздник Иом-Кипур вновь прозвучит из уст воскресшего первосвященника скрытое до того времени имя Бога.

Когда придёт Машиах? И здесь в иудаизме существуют две точки зрения. Первая: при жизни нашего поколения людей. И вторая: время его прихода неизвестно.

Архив ... Фонд “Иудаизм”. Дело 1.

“НИКИТИН:

- Машиах - это тот, кого мы называем ещё Мессией?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Да.

НИКИТИН:

- Машиах будет выполнять роль судьи во время конца света?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Мы не можем это знать точно. Но мы знаем, что это будет связано с Машиахом.

НИКИТИН:

- Конец света - это ведь не конец жизни вообще? Это конец плохой жизни, конец зла?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Да. Конец света - это, как Вы сказали, уничтожение зла.

НИКИТИН:

- А Машиах уже есть или его пока ещё нет? Он сверхъестественное существо или нет?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Машиах - это человек, родившийся от папы и мамы. Он уже на земле. Но он пока не раскрылся.

НИКИТИН:

- Вы думаете, что в Вашем поколении Машиах уже раскроется?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Да, я так думаю.” (Лист 3.)

Исидор Эпштейн. Иудаизм. Нью-Йорк. Год издания не указан.

“С этим эсхатологическим будущим связан приход небесного Мессии, помазанника Б-га, наделённого Б-жественной властью, который во славе и величии воцарится над восстановленным Израилем... Никакие поступки людей не в силах ни приблизить, ни отсрочить явление Мессии. Его приход был предопределён с начала творения, и истинно верующие должны набраться терпения и, положившись на Б-га ждать чудесного избавления и заслуженного вознаграждения.” (С.104)

“Согласно догмату иудаизма, царство Б-жье должен провозвестить Машиах. Он - главная фигура той эпохи, которая станет свидетельством торжества праведности на земле, которая приведёт к всеобщему миру и изобилию... По учению иудаизма, Машиах не сверхъестественное существо, не божество, которое приносит людям искупление грехов... Самое большее, Машиах это смертный народный вождь, который приведёт к полному восстановлению Исраэля на древней родине и с помощью возрождённого Исраэля вызовет нравственно-духовное возрождение всего человечества, так как все люди станут достойны Б-жьего царства. Тогда царство Б-га станет всеобщим...

С этим надысторическим и сверхъестественным царством связывается представление о воскресении из мёртвых и о всечеловеческом Судном дне...” (С.35)

Учение о пророках. Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни ( как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц1. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Учение о пророках (Илья). Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо. Это надо понимать так: если у остальных праведников в рай попала только душа (а тело остаётся мертвым и лежит в земле до прихода Мессии), то Илья был взят в рай вместе с телом. В иудаизме (а также в христианстве) считается, что живыми на небо Бог взял двух человек: в XVII в. до н.э. пророка Еноха и в IX в. до н.э. пророка Илью. Но великим пророком считается только Илья.

Особое почитание пророка Ильи выражается в том, что во время иудейского праздника Песах (в европейском произношении: Пасха) во всех иудейских семьях дверь в помещение не закрывают (чтобы Илья мог зайти), ставят лишний бокал вина (чтобы Илья мог его выпить), в конце праздничного ужина громко приглашают пророка Илью войти в дом. Дело в том, что иудеи верят, что пришествие Ильи должно произойти в Пасху и что оно будет непосредственно предшествовать пришествию Мессии. Следовательно, ожидание Ильи является одновременно и ожиданием Мессии.

Архив ... Фонд “Иудаизм”. Дело 1 .

“ НИКИТИН:

- А какую роль должен сыграть пророк Илья?

ТОЛОЧИНСКИЙ:

- Пророка Илью мы называем провозвестником избавления. Он придёт за день до прихода Машиаха.” (Лист 3.)

Учение о пророках (Моисей). В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Мы уже говорили, что сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга.

Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Освобождение евреев из египетского плена в русскоязычном богословии чаще всего обозначается словом “исход”. И именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха. Само слово Пасха (в первоначальном произношении: Песах) связано с религиозным рассказом об исходе евреев из Египта. В этом рассказе сообщается, что перед исходом евреев из Египта Бог наказал египтян тем, что умертвил в их домах всех первенцев. Бог пощадил (осуществил “прохождение мимо”) первенцев в домах, где жили евреи. “Прохождение мимо” на иврите звучит как Песах. Отсюда и название праздника. Поскольку в древние времена во время Пасхи иудеи в жертву Богу приносили ягнёнка, постольку слово Пасха получило второе значение: жертвоприношение. С этим вторым значением слово “Пасха” перешло в христианство (поскольку Иисус Христос добровольно принес себя в жертву).

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

В литературной биографии художника Марка Шагала описано празднование иудейской Пасхи в конце XIX века.

Фридрих Горенштейн. Летит себе аэроплан. Свободная фантазия по мотивам жизни и творчества Марка Шагала. - В журнале: Октябрь, 1996, N 8. .

“Пасха - Песах - в еврейском Витебске...

Праздничный пасхальный седер. ..

- Сын мой, - тихо спрашивает Марка мама, - помнишь ли ты четыре вопроса, которые должен задать отцу?

- Помню, - шёпотом отвечает Марк и произносит громко. - Отец, я хочу тебе задать четыре вопроса. Чем ночь эта отлична от всех ночей?...

- Эта ночь отличается от других ночей, сын мой, - отвечает Захария, - потому что рабами мы были у фараона в Египте и Бог всесильный наш вывел нас оттуда рукою мощной...

- Вот пустой бокал возле меня для пророка Ильи, - говорит Захария. - Вот маца для него, а вот пустой стул для него. Нальём бокал вина для него и нальём четвертый бокал для всех. Женщины выходите со свечами встречать пророка Илью.

Мама и сестра Лиза со свечами выходят на улицу. Всюду возле еврейских домов стоят женщины со свечами.

- Илья-пророк, приходи к нам в дом, - говорит мама ...

- В этом году Илья-пророк опять не пришёл с благой вестью, - говорит Эля, - будем ждать его на будущий год. Песах - это такой праздник, что не только Илья-пророк, сам Мессия может прийти” . (С.4-9)

Исидор Эпштейн. Иудаизм. Нью-Йорк. Год издания не указан.

“В этот критический момент явился народный избавитель в лице Моше (Моисея)… Голос Б-га… повелел ему …избавить своих братьев от рабского ига и вывести их в Обетованную землю.” (С . 25)

“Десять заповедей не касаются других особых обязанностей, возложенных на него (на еврейский народ, - авт.) как на “святой народ”. Они проявились через множество откровений Моше и от Моше перешли к народу. Вместе с десятью заповедями эти законы в конце концов образовали Тору, т. е. закон…” (С . 30)

Учение о душе. Учения о душе имеют все религии классового общества. Поэтому целесообразно учение о душе в иудаизме рассмотреть системно, т.е. как совокупность некоторых элементов. Это даст возможность лучше понять и запомнить все существующие религиозные учения о душе. Пусть наша система будет опять выглядеть как своеобразная “анкета”. Мы поставим перед иудаизмом шесть вопросов.

1/ Душа естественная или сверхъестественная часть человека? Ответ иудаизма: душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Этот ответ для религий классового общества является абсолютным. Абсолютными ответами (или идеями) являются такие, которые дают все религии классового общества без исключения.

2/ Душа зависит или не зависит от тела? Ответ иудаизма: душа не зависит от тела. Этот ответ означает, что душа может существовать и без тела. Этот ответ является традиционным. Традиционными ответами (идеями) являются такие, которые дают большинство религий классового общества. Однако есть и такие религии, которые признают зависимость души от тела. О них речь пойдет в соответствующих главах.

3/ Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц? Иудаизм дает традиционный для религий ответ: душа -это целостное образование.

4/ Душа (каждого человека) существовала всегда или она сотворена Богом? Опять ответ носит традиционный характер: душа (каждого человека) сотворена Богом.

5/ Душа умирает или она бессмертна? Ответ иудаизма опять-таки является традиционным: душа бессмертна .

6/ Душа при жизни человека всегда находится в его теле или иногда покидает его? Ответ иудаизма уникален: во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни. Здесь следует сказать, что учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Богословы эти изменения объясняют более глубоким проникновением людей в подлинную картину загробной жизни. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле. А какова была дальнейшая судьба грешников (к которым были отнесены не только “плохие” евреи, но и в силу своего происхождения все люди других национальностей)? Здесь остается только гадать, ибо источники на этот вопрос не отвечают.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Впрочем в учении о загробной жизни было (и осталось) неясное место. В некоторых трактатах Талмуда провозглашается идея о том, что существует переселение душ из тела в тело (перед тем, как определить их в рай или ад). Но сегодняшние иудейские богословы эту идею Талмуда и не повторяют и никак не комментируют. И остаётся неясным: эта идея была (и осталась) частным (и ошибочным) мнением отдельных богословов античного времени или была (и осталась) точкой зрения официального богословия?

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно.

Небесную награду, по мнению ряда современных богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Типичное для третьего варианта изложение картины загробной жизни представлено в книге крупнейшего иудейского богослова ХХ века Исидора Эпштейна “Иудаизм”. Вышедшая на английском языке в 1959 году она в дальнейшем была переведена на многие иностранные языки, в том числе и на русский. Богословское содержание этой книги в предисловии к ней высоко оценил главный раввин Англии Иммануэль Якобович, сказавший, что “Исидор Эпштейн стал для англоязычного мира вестником и интерпретатором еврейской мысли и учения”. Эпштейн прямо указывает, что если человек живет праведно, то он будет вознаграждён Богом, независимо от его национальности и мировоззрения. Такую же мысль пропагандирует М.Я.Горелик, автор раздела “Иудаизм” в “Энциклопедии для детей”. А данный раздел в этой энциклопедии по своему содержанию является богословским. Эта же мысль содержится в ряде других работ последнего времени, написанных иудейскими богословами.

Мифы народов мира. Том . М., 1994.

“Ранние библейские тексты рассматривали шеол как место обитания всех умерших... Позже, однако, распространяются представления о шеоле, как месте заключения и наказания грешных душ...” (С.641)

Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

“Небесную жизнь Талмуд представляет так: душа, покинув тело, не сразу возносится на небо, в течение семи дней после смерти человека она находится вблизи своего прежнего жилища и сокрушается о почившем (Шаббат 152а). Затем после первой семидневной разлуки с телом, душа поступает в распоряжение ангела Думы, властителя подземного царства. Дума праведную душу отправляет к престолу Божию, грешную в распоряжение владыки мёртвых (Шаббат 152б)...

От древних египтян и греков перешло к талмудистам учение о переселении душ”. (С.66)

Флавиан Бренье. Евреи и Талмуд. Перевод с французского. Париж, 1928.

“Талмуд утверждает, что Бог, создав души евреев из своей собственной сущности,... уготовил им всем вечное блаженство в раю. Но он их допускает туда лишь после того, как они очистятся, пройдя через различные воплощения, так что души умерших возвращаются, чтобы воплотиться в родившихся детях, до той поры, пока Бог призовёт к себе эти души. Случается, что евреи поступают нечестиво, убивают другого еврея или отрекаются от своего народа; что остается делать Богу с подобными мятежниками? Он не осуждает их на вечные мучения, в худшем случае, он подвергает их им на один год, после чего эти еврейские души воплощаются в растения, потом в животных, затем в человека не еврея, и, наконец, они делаются достойными вернуться вновь в тело еврея и могут вновь заслужить вечное блаженство” (С.77)

“Надо добавить, что Талмуд не ограничивается изложением в общих чертах учения о переселении душ. Он приводит определенные примеры. Так, он указывает, что душа Иафета воплотилась в Самсона,.. душа Евы в Исаака... Что касается Исаии,... то его душа переселилась в тело Иисуса из Назарета...

В ад также идут души не евреев (их не надо смешивать с душами провинившихся евреев, временно лишь воплощавшихся в тело не евреев); в то время как все евреи рано или поздно попадут в рай, все другие люди... прокляты и будут погружены на вечные времена в чаны с желчью и грязью” (С.78)

Исидор Эпштейн. Иудаизм. Нью-Йорк. Год издания не указан.

(О времени издания книги на русском языке можно судить по следующему факту. В одном из предисловий - см. стр.6 - упоминается эмиграция евреев из Советского Союза в 1980-м году, - авт.)

“Иудаизм учит, что существует геином (геенна)... и обитель блаженства - Ган Эден... Считается, что, за редким исключением, грешники пребывают в геином 12 месяцев, после чего вступают в Ган Эден, где вместе с праведниками наслаждаются, как сказано в Талмуде, “лучезарным сиянием Шехины (Божественного присутствия) и жизнью вечной..”

Ган Эден - достояние не одного только Исраэля (т.е. евреев, - авт.) По еврейскому учению, в будущем мире вознаграждение ждёт “благочестивых народов мира”. Спасение ставится в иудаизме в зависимость только от праведного поведения, и поэтому всем нациям открыт доступ в блаженную обитель вечной жизни...

Вера в единственного и единого Бога не требуется в обязательном порядке от нееврея. Запрещается только идолопоклонство, которое иудаизм осуждает у иноверцев не столько за ложные религиозные взгляды, сколько за извращенную нравственность. Потомок Ноя не обязан исповедовать Единого и Единственного Бога сынов Исраэля. Он может быть и дуалистом, и триипостасником, как ему хочется”. (С.137-139)

Энциклопедия для детей. Том 6. Часть . Религии мира. М., 1996.

“С точки зрения иудаизма существуют универсальные требования, одинаковые для людей всех национальностей, какие бы религии они ни исповедовали. Это семь законов, данных согласно Устной Торе, семье Ноя - единственной семье, уцелевшей в волнах потопа. Они распространяются на всех потомков этой семьи, т.е. на все человечество, и включают в себя:

- запрет идолопоклонства;

- запрет богохульства;

- запрет кровопролития;

- запрет воровства;

- запрет разврата;

- запрет жестокости по отношению к животным;

- повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом...

Нет никакой необходимости обращать человека в иудаизм, чтобы спасти его. Если он будет выполнять семь Законов сыновей Ноя, с ним и так всё будет в порядке...

Если для неевреев обязательны только семь законов, то для евреев 613!” (С.384-385)

Вук Герман Это Бог Мой. Иерусалим. 1991.

“Наша традиция утверждает, что праведникам всех религий уготовано место на том свете; не существует идеи, что спасение ожидает только евреев” (С.451)

Евреи и христианство: несовместимость двух подходов к миру. Составитель Пинхел Полонский. Иерусалим -Москва. 1995.

“Любой нееврей, соблюдающий эти законы, может, согласно представлениям иудаизма, удостоиться “удела в Мире Грядущем.” (С.30)

Учение о пищевых запретах. Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи. Есть и более мелкие запреты: нельзя употреблять в пищу седалищный нерв, яйца, в которых обнаружены кровяные пятна и др.

Валентин Васильев. Не ешь колбасу с молоком! - В журнале: “Скандалы”, 1998, N 5.

“В Израиле столь тщательно блюдут чистоту нации, что дело иногда до ходит до курьёзов. К примеру в местечке Бейт Шемеш близ Иерусалима пришлось перезахоронить останки человека, умершего 5 лет назад. А всё потому, что он оказался не евреем, а злостным обманщиком.

- Мы посетили вдову покойного и увидели, как она с аппетитом ела колбасу с молоком. Значит, это не еврейская семья, - рассказал историю о разоблачении покойника раввин. - А ведь похоронить гоя на еврейском кладбище - настоящая катастрофа. Раз этот человек был гоем, мы теперь не можем хоронить там евреев.

Усопший, эмигрировавший в Израиль, умер вскоре после приезда и был похоронен на еврейском кладбище... Но после того, как вдова была застигнута врасплох с колбасой во рту и стаканом молока на столе, прах несчастного по решению раввината был срочно перенесён на более подходящее для него кладбище.” (В тексте есть одна ошибка. Покойный оказался неиудеем, и поэтому его нельзя было похоронить на религиозном кладбище. Но евреем он родился, жил и умер. - Авт.)

Учение о субботе. Субботу (на иврите: шаббат) следует почитать как священный день. Это значит, что этот день нужно посвятить Богу и что в этот день нельзя работать и нельзя пользоваться транспортом. Разрешаются только неотложные формы деятельности: скорой помощи, полиции, пожарников и т.п. Запрещается работа по дому: нельзя стирать, мыть пол, подметать, готовить пищу и др. В субботу нельзя водить машину, хоронить покойников и ещё кое-что. В частности в субботу нельзя нажимать на кнопку лифта. И если в доме нет специального, субботнего лифта (двери которого открываются и закрываются автоматически на каждом этаже), то придётся даже на самые высокие этажи подниматься пешком.

Религии мира. Оксфорд, 1994.

“В начале шаббата, при заходе солнца вечером в пятницу, с благословения матери семейства зажигаются субботние свечи. Отец же посещает синагогу, нередко вместе с детьми, а по возвращении он благословляет своих детей и хвалит жену словами из Книги Притчей Соломоновых, глава 31. Затем вся семья принимается за субботнюю трапезу, которая начинается с совершения благословения над хлебом и вином... Огонь разводить на шаббат нельзя, хотя, если он был зажжён ранее, то может остаться гореть...

Нельзя предпринимать далёких путешествий в субботу, однако находящимся на борту корабля не рекомендуется с него сходить. Ортодоксальный еврей будет жить в пределах пешеходного расстояния от своей синагоги, потому что он не может водить автомобиль в субботу или же пользоваться общественным транспортом”. (С.309-310)

* * *

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения. Иудаизм - это религия народа, пострадавшего в результате социальных и национальных конфликтов. Этот народ испытал не только гонения, но и прямой геноцид. В тяжелые для него дни религия этого народа была его моральной опорой и поддержкой, мощным и эффективным средством психотерапии. И за это её тоже нельзя не уважать.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране.

Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры. Своими образами и сюжетами они питали и продолжают питать писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов. Поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz